В этой статье я затрону древний период истории Крыма, тесно связанный с историей Руси.
Одним из древнейших упоминаний русов в Крыму является житие Стефана Сурожского. В нем упоминается поход русского князя Бравлина из "Новгорода" (вероятно, Неаполь Скифский вблизи нынешнего Симферополя) на греческий город Сурож (нынешний Судак).
Точная дата похода неизвестна, однако в "Житии" говорится, что "немного времени" прошло со смерти Стефана, т. е. ориентировочно - рубеж VIII - IX в. в.
В нем сообщается, что русы, подойдя к городу, бились с греками в течение 10-ти дней, наконец, русскому князю удалось взломать городские ворота и войти внутрь. Затем Бравлин выломал двери церкви Святой Софии и подошел к гробу Стефана, на котором лежало множество драгоценностей. Забравши их князь собирался уйти, однако, случилось "чудо": он неожиданно упал на землю, источая пену, а его лицо "отвернулось назад", потому что, его, якобы, ударил по лицу дух самого Стефана. Бравлин потребовал, чтобы воины вернули все, что награбили. Они так и сделали, однако это не помогло. Тогда дух Стефана приказал князю, чтобы тот крестился. Он согласился и архиепископ Филарет вместе с попами крестили его вместе с боярами. Болезнь отступила, однако шея Бравлина продолжала болеть. Попы потребовали от него, чтобы русы отпустили всех пленных, что было тотчас исполнено. После князь молился в церкви в течение недели, почтил попов дарами, а затем удалился восвояси (см.
Ф. Гиляров «Предание русской Начальной летописи», 1878 , с. 102 - 103).
Далее о русах в Крыму упоминает житие Константина (Кирилла) Философа, создателя кириллицы. Когда он находился с проповеднической миссией в Корсуни (Херсонесе), то видел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», а так же общался с русом-христианином. Общаясь с ним, Кирилл научился и сам говорить по-русски (
см. Житие Константина (пространное)):
«Обретеже ту Еваньгѣлье и Псалтырь, русьскы писмены писано, и чьловека
обрѣтъ, глаголюща тою бесѣдою. И бесѣдовавъ с нимь и силу рѣчи приимъ, своеи бесѣдѣ прикладая различно писмена гласьная и съгласная. И къ Богу молитву держа, въскорѣ начатъ чисти и сказати. И мнозѣ ся ему дивляху, Бога хваляще».
Следующими источниками, которые упоминают причерноморских русов являются наши древние летописи. Среди них Никоновская летопись. В ней упоминается о том, что «Роды, называемые русы жили в Понте Евксинском (греческое название Черного моря, см.
Русская Летопись по Никонову списку, изданная под смотрением Императорской Академии Наук. Часть первая до 1094 года, с. 21)».
А в Степенной книге прямо сказано, что эти самые русы были в числе войск киевских князей Аскольда и Дира:
«...Кіевстіи Князи Осколдъ и Диръ, и сіи плѣняху Римлянскую страну, съ ними же бяху роди нарицаемiи Руси, иже и Кумани, живяху во Ексинопонтѣ» (см.
Книга степенная. Часть 1., с. 50).
Византийские хроники упоминают о походе русов на Константинополь, которые вошли на 200 судах в Босфор, а затем опустошили побережье и окружили столицу Византии. А опубликованная бельгийцем Кюмоном краткая анонимная византийская хроника XI в. называет даже точную дату этого события: 18 июня 860 года. По сведениям этой хроники внезапно начавшаяся сильная буря разбросала русские корабли, после чего русам с большими потерями пришлось вернуться домой. Скилица-Кедрин и Зонара называют нападавших скифским народом, живущим вблизи северного Тавра, т. е. Крыма. (см.
Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. 1956, с. 58 - 60)
После своего поражения русы прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении, что и было исполнено (см.
Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. 1956, с. 58 - 60).
Русским и византийским летописям вторит арабский географ X в. Аль-Димашки. Он сообщает, что русы-христиане живут на семи островах в Чёрном море, которое является "Морем Русов" (Важно отметить, что
А. В. Соловьев приводит 10 источников, которые называют Черное море Русским морем). По мнению Черткова (см.
А. Чертков «О Белобережье и семи островах, на которых жили, по словам Димешки, руссы-разбойники» 63.) семь островов это:
1. Остров Змеиный (Белобережье русских летописей, где зимовал "тавроскиф" князь Святослав Игоревич).
Остров Змеиный на фрагменте карты Freduce D'Ancone Fragment De La Carte Marine, 1497.
2. Остров Березань, где плававшие из Киева в Константинополь русы всегда оставливались на отдых, о чем свидетельствует Константин Багрянородный.
Остров Березань на фрагменте карты Freduce D'Ancone Fragment De La Carte Marine, 1497.
3. Тендерская коса Крыма (Дромос Ахиллов). Во времена Стефана Византийского являлась островом. Известно, что некоторые греческие источники XII в. называли русов дромитами. На карте Келлера рядом с топонимом «Dromites» на Тендерской косе указано «Tauroscythes», т. е. тавроскифы (таврические, крымские скифы). Именно так называл русов князя Святослава Игоревича византийский писатель Лев Диакон в середине X века. Более того, по его мнению «тавроскифы» (т. е. «таврические» или «крымские» скифы) - это, якобы, настоящее имя русов (см.
Лев Диакон. История. М., 1988. С. 70 - 82). Что касается топонима «Dromites» это так же прозвище русов у византийцев: см.
В. Николаев «Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г.», Византийский временник. Том 42 М.: Издательство Наука, 1981 г., с. С. 147-153:
«Росы, или ещё дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться».
4. Остров Росия (Necropyla Константина Багрянородного) в Каркинитском заливе, указан на старых картах, но нынешнее его название неизвестно.
5. Крымский полуостров. Во времена Константина Багрянородного, как он сам свидетельствует, Чёрное и Азовское моря соединялись широким рукотворным рвом, который отрезал полуостров от "большой земли", т. е. фактически Крым был островом. О том же пишет Геродот, приписывая создание этого рва скифам. Отсюда и происходит название Перекоп.
Lagro gida Rosico Varangido на фрагменте карты Freduce D'Ancone Fragment De La Carte Marine, 1497.
В Крыму русы владели западной его частью между озерами Донузлавом и Керлеутом. На карте 1497 года
Freduce D'Ancone Fragment De La Carte Marine Яна Потоцкого это место обозначено как «Lagro gida Rosico Varangido», на прочих картах это же место подписано как Rossofar (Росский маяк), а севернее находится Varangilimen (Варяжский залив) - см.
здесь.
Стоит отметить, что на вышеупомянутой карте варяги помещены так же и на северном берегу Азовского моря. О неких варягах, живших на берегах «Теплого (Черного) моря» упоминал Тимофей Каменевич-Рвовский в «Древностях Русского Государства», по его сведениям они жили там еще до основания Киева. Ему вторят и другие русские летописи
(см. Тарасов, 2023).
У села Окуневка на Тарханкутском полуострове найдено массивное каменное сооружение IX века, являвшееся маяком, на средневековых портоланах это то самое место, где упомянут Росский маяк - "Rossofar" (см.
Талис Д. Л. Топонимы Крыма с корнем "рос-"., Античная древность и средние века, вып. 10, 1973 с. 232), южнее его - местность Rossica (см.
Талис Д. Л., Росы в Крыму. Советская археология. 1974. № 3. с. 88).
На мысе Никитском поныне еще находятся остатки стен на горе, а под ней - пещера, называемая Крепостной, на старых планах Никитской дачи она носит название «Рускофиль-кале», т. е. «Пещера русов». В них указаны еще гора Рускофлея и овраг Русско-фулей, а на южном берегу Крыма - урочище Русу-Сунь. (см.
П. И. Кеппен "О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических", Крымский сборник, 1837, с. 178 и 150)
6. Таманский полуостров (древняя Тмутаракань). Варяги и русы спускались к Черному морю двумя путями - рекой Днепр и рекой Дон, ее же арабские писатели (см.
карта Мухаммада аль-Идриси) называют Рекою Русов (так же она названа и в оригинале карты
Freduce d`Ancona, на списке фрагмента же этот топоним отсутствует, однако в северном Приазовье помещены варяги). В связи с этим можно упомянуть текст из сборника «Предания Русской Начальной Летописи» Ф. Гилярова:
«...В 470 году при цезаре Нелмоне (?) пришел
Одоакр с большим войском захватил Рим со множеством сокровищ, которые собирались в нем в течение многих лет. Он поделил их вместе со своим войском. Одоакр правил Римом 14 лет, пока не был зарублен готом Теодорихом из Берна. По смерти Одоакра его люди ушли в места своего прежнего обитания и поселились при Варяжском море между рек Одра и Висла. Другие же поселились в лесах между рек Дон и Днепр, а так же у озера Ильмень...» (см.
Ф. Гиляров «Предание русской Начальной летописи», 1878 , с. 14).
Примечательно, что в этом тексте говорится о поселении «людей Одоакра» (т. е. рутенов/русов) в междуречье Днепра и Дона - в область Салтово-маяцкой археологической культуры. Именно этот степной вариант следует связывать с причерноморскими русами, что подтверждается так же топонимами.
Археологические находки так же подтверждают несколько волн переселений народов с Дуная в V - VI в. в. на территории Салтово-маяцкой культуры. Среди переселявшихся народов упоминаются готы, герулы, руги и другие. По всей видимости в Причерноморье руги смешались с обитавшими там ранее сарматами - роксоланами, образовав единую этническую общность, известную как русы (на что так же указывают древнерусские имена из договоров князей Олега и Игоря, (см.
А. Кузьмин, Имена социальной верхушки Древнерусского государства). Вероятно именно этих русов имели ввиду арабские источники 10-го века, говоря про Арсанию со столицей в городе Арса (ныне
Ютановское городище).
На этой территории археологами было обнаружено множество надписей, подобных североиталийским (венетским и этрусским) алфавитам, некоторые из которых читаются по-латыни (см.
А. Виноградов, Донские руны и генезис салтово-маяцкой культуры, «История России с древнейших времен до 1917 года»). Письменность носителей Салтово-маяцкой культуры относится к двум несколько отличающимся алфавитам - памятники первого находят в бассейне реки Дон («Реке Русов») и его притоков и отожествляется с русами, памятники второго («Кубанского» по Кызласову) распространены на Кавказе, в Калмыкии и на Средней Волге. Первый - это алфавит русов, второй - хазар и булгар. Как писал в XIII веке Фахр ад-Дин Мубарак-шах Мерверруди, письмо хазар происходит от письма русов, и пишут они слева направо, при этом, в отличие от русов, они не соединяют букв. О русских письменах я напишу в другой статье.
Стоит так же отметить, что на карте Идриси в устье Дона помещено поселение Русия (см.
Д. Л. Талис. Топонимы Крыма с корнем «РОС-» с. 229, Античная древность и средние века Вып. 10, 1973).
Дойдя до Кавказа дунайские переселенцы постепенно заселили и Крым (
см. А. Виноградов, Донские руны и генезис салтово-маяцкой культуры, «История России с древнейших времен до 1917 года», с. 11). Вот что об этом пишет курляндский посол в Москве
Яков Рейтенфельс:
«Перейдя отсюда через Аракс, россы заняли Таврику, которая также
стала называться по их имени. Это вполне подтверждает и
Цецес (Иоанн Цец, византийский филолог XII-го века, прим.) в своих исторических летописях, говоря, что тавры были племя, называемое россами».
Примечательно также, что мифы о русском боге грома Перуне сохранились там же на Кавказе, а именно в Чечне. Приведу самый полный из них:
«Пиръон спорил с богом.
По краю Вселенной он сделал навесы из бронзы наподобие небес. По ним он с шумом катал бочки, лил из них воду (Очень важное замечание. Аналогичное поверье существовало у болгар, живших в окрестностях гор Трояна применительно к христианскому «заместителю» Перуна св. Илье: «... св. Илья в гневе своем катает по небу бочки, полные камнями, вследствие чего в воздухе гремит» - см. Йордан Иванов, Культ Перуна у южных славян, 1904, с. 26 и в издании 2005-го года с. 28).
- Разве я не громовержец?! Разве не по моему велению идут дожди (Тоже очень важное замечание, Перун был богом не только грома, но и дождя, в Сборнике 15 века, Кирилова монастыря сохранилась молитва, обращенная к богу, «ходящему во грому», напоминающая гимны индийскому богу-громовержцу Индресм. История русской жизни с древнейших времен. Сочинение Забелина. Часть первая, 1876.)?! Разве я не бог?! - похвалялся он.
Пиръон прожил пять сотен лет. Хотя он вступал в пререкания с богом, тот ему все прощал, так как Пиръон имел три добродетели: считался со старшими, ласкал детей и бережно относился к хлебу (В словацкой песне бог грома Паром наказывает женщину и ее ребенка за осквернение пшеничных колосьев, а в аналогичной болгарской сказке вместо Перуна выступает Илья см. Леже Л., Славянская мифология 1908, с. 52, Каравел., 238-241, 246; Миладин., 525, цит. по Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу. Том I).
Пиръона решила убить гам (т. е. ведьма, прим.). Пришла она к нему и говорит:
- Знаешь ли ты, Пиръон, что люди смеются над тобой?
- Почему они смеются надо мной? - спросил Пиръон.
- Потому что ты уважаешь древних, ни к чему не пригодных стариков, место которых на кладбище.
- Хорошо, я не стану их больше уважать, - ответил Пиръон.
- Еще над тобой люди смеются, - продолжала гам, - потому, что ты ласкаешь грязных, сопливых детей.
- Ладно, я не стану их больше ласкать, - ответил Пиръон.
- Еще люди смеются над тобой из-за твоей жадности, ты слишком бережно относишься к хлебу, даже собираешь крошки.
- Я этого больше не стану делать, - сказал Пиръон и тут же испустил дух».
(Сказки и легенды ингушей и чеченцев, сост., пер., предисл. и примеч. А. О. Мальсагова. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 384 с. («Сказка и мифы народов Востока»), № 176, см. также № 174 и 175)
С Крымским полуостровом древних русов связывает еще одно обстоятельство. В языческом пантеоне князя Владимира среди богов, которым поклонялись на Руси, упоминаются Сим и Регл, ошибочно принятые за бога Симаргла (в древнерусских записях слова в тексте не разделялись знаками препинания. В поучениях против язычества так же говорится о двух богах - Симе и Регле). В древнерусский пантеон эти божества попали из Киммерийского Босфора (который так же называли Росией в XI в. [
Талис Д.Л. Росы в Крыму // Советская археология. 1974. № 3. с. 88]), где была обнаружена древнегреческая надпись (IIили IIIв. до. н. э) понтийской царицы Комосарии на Таманском полуострове, в древней Тмутаракани. Этот памятник состоит из двух статуй и большого пьедестала, на котором, собственно, и была надпись. В ней упоминается божество Ергел, которое в пантеоне стало Реглом. Оба божества упоминаются в Ветхом Завете (
4 Царств 17:30):
"Вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали НЕРГАЛА (Ергел у греков, Регл у русских), Емафяне сделали АШИМУ (Сима)". (см.
Донесение П. Прейса , Г. Министру Народного Просвещения из Праги, от 26 декабря 1840 года, с. 37 - 39. Журнал Министерства народного просвещения. Часть XXIX).
Еще одним свидетельством проживания части русов в Крыму является так называемый
Тмутараканский камень(возможно, его имел в виду автор «Слова о полку Игореве», называя Тмутараканским болваном). Он представляет собой мраморную плиту с древнерусской надписью:
«В лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мiряв мѣрилъ море по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧженъ».
В переводе на современный русский:
«В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева (Керчи) - десять тысяч и четыре тысячи сажен».
Князь Глеб, установивший эту плиту, это
Глеб Святославич, правивший в 70-х годах XI века в Тмутаракани, затем в 80-х в Новгороде.
Лев Диакон называл русов Святослава тавроскифами, потому что в Тавриде действительно в древности обитал такой народ. Хотя русы Святослава жили в Приднепровье, это отожествление со стороны византийского писателя подтверждает, что и те и другие русы - один этнос (см.
Талис Д. Л., Росы в Крыму. Советская археология. 1974. № 3. с. 90 - 91).
Об антропологическом сходстве европеоидного населения Салтовской культуры с древнерусским населением прямо писал антрополог В. П. Алексеев:
„4. При суммарном сопоставлении исследуемая серия обнаруживает наибольшее сходство с некоторыми сериями западных славян, славян Украины и Белоруссии и культуры полей погребальных урн Ук-раины. Этот факт в сочетании с наличием некоторых археологических параллелей памятникам культуры полей погребений в инвентаре Салтовского могильника, по-видимому, может рассматриваться как доказательство родства хотя бы части его населения с населением культуры полей погребений и славянским.
5. Предыдущий вывод не приводит к необходимости негативно отнестись к гипотезе генетической связи населения Салтовского могильника с аланским. Весьма вероятно, что сходство между аланским населением и населением Салтовского могильника было еще большим, чем между последним и славянским. Полное отсутствие материалов по палеоантропологии алан не дает возможности ответить на этот вопрос.“ (См.
В. П. Алексеев. Антропология салтовского могильника (предвар. Сообщение) // КСИЭ, вып. 31, 1959).
Антропологический тип из Судака (VIII - XII в. в.) и Коктебеля (VIII - X в. в.) антрополог К. Ф. Соколова относила к восточной ветви средиземноморской расы - т. н. Понтийскому (причерноморскому)типу. (см.Соколова К. Ф. Антропологические материалы из раннесредневековых могильников Крыма. История и археология средневекового Крыма. М., Изд-во АН СССР, 1958 с. 75 - 77). Так же она отмечала сходство этих черепов с черепами населения из Верхне-Салтовского могильника и Саркела (там же, с. 77).
Тот же понтийский антропологический тип преобладал у части славянского населения древней Руси, а именно: у полян (
Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. - М.: Издательство МГУ, 1973. - С. 6.), северян, в меньшей степени вятичей (там же,
с. 5), тиверцев и уличей (там же,
с. 271).
О происхождении понтийского антропологического типа я расскажу в другой статье.
Жилища и керамика населения, которое осваивало территорию Степного и Приморского Крыма в VII веке аналогичны более поздним жилищам и керамике Подонья и Приазовья, что так же говорит об этнической общности населения этих территорий. О том же свидетельствуют обряды захоронений и устройства могильников в Крыму, Приазовье, а так же на Северном Кавказе (см.
Талис Д. Л., Росы в Крыму. Советская археология. 1974. № 3. с. 96). Кроме вышеуказанных областей, в некоторых поселениях в Южной Молдавии, в области расселения южнославянских племен встречается керамика смешанного славяно-салтовского (собственно, русского) типа (см.
Талис Д. Л., Росы в Крыму. Советская археология. 1974. № 3. с. 97). Стоит отметить, что в северо-русской вышивке часто встречается мотив, который был распространен у даков - древнего народа, населявшего земли Молдавии, Румынии и Болгарии (на Дунае), но об этом я расскажу в другой статье.
7. Урочище Risso на юго-восточном берегу Черного моря.
Risso на фрагменте карты Freduce D'Ancone Fragment De La Carte Marine, 1497.
На других картах, приводимых Яном Потоцким это же самое место названо Russo. Вероятно, здесь находился один из притонов русов, позже занятый генуэзцами, как и прочие русские крепости (см.
А. Чертков «О Белобережье и семи островах, на которых жили, по словам Димешки, руссы-разбойники» 60 - 63.).
На этом пока все. В
следующей статье я расскажу о том, кто такие варяги и откуда они прибыли на Русь.
Статья на других ресурсах:
https://dzen.ru/media/tauroskif/krymskaia-rus-652e9eccd030ee100cda18c4 См. так же:
Кто такие варяги и откуда они пришли на Русь. Часть I. Варяги - особый народ Кто такие варяги и откуда они пришли на Русь. Часть 2. Отличия варягов от русов, шведов, норвежцев и готландцев