http://elementy.ru/lib/431023 Правда, ничего интересного, кроме нескольких олимпиадных задач я там не нашел. Из тех задач, которых я не знал, больше всего понравилась такая:
Каждый из N пассажиров купил по билету на N-местный самолет. Первой зашла сумасшедшая старушка и села на случайное место. Далее, каждый вновь вошедший занимает свое место,
(
Read more... )
"Наверное, потому, что математика казалась мне тогда несерьезной наукой. На кружках там какие-нибудь зайчики прыгают, красные, зеленые и белые, да еще доказать надо, что красных четное число. Все эти задачи мне казались чем-то игрушечным. Странно этим заниматься."
Наконец узнал источники доминирования анализа в матшколах:
"...в анализе очень мало теоретического материала и очень много упражнений. Фактически, если ты знаешь определение предела, то дальше море задач, и уже нечего читать, кроме как рассказывать решения этих задач. Далеко не все предметы так устроены."
Фишка, конечно, в том, что и анализ так не устроен.
А вот пример великолепного жульничества:
"Вот, например, я хочу доказать, что множество точек отрезка несчетно. Допустим, что оно счетное. Берем отрезок длиной единица, перенумеруем эти точки, и точки покрываем интервалами - первую точку интервалом длиной одна десятая, вторую - одна сотая и так далее. ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Но, мне кажется, он правильно указывает на имеющееся различие между разделами математики, или, скорее между способами их изложения. Один я бы назвал горизонтальным - одно определение, и дальше много-много задач на этом уровне. Отчасти Константинов прав - в анализе накопилось огромное количество задач-результатов на каждом уровне. Классический задачник Пойя-Сегё - тому свидетельство. Другой способ - вертикальный: задач на данном уровне дается минимум, без них можно даже совсем обойтись, и переходят к следующему уровню.
Reply
Reply
Мне кажется, что через эпсилон-дельта технику нужно проскочить как можно быстрее, и перейти к содержательным вещам. Мне не попадались интересные задачи на эпсилон дельта технику.
Reply
Reply
Мое представление такое: обучение должно начинаться с середины (я это уже много раз говорил, прошу прощения за повторение). От середины нужно двигаться в двух направлениях - вперед, к более сложным результатам, и назад, к основаниям предмета. Мне кажется, что, за очень редкими исключениям, основания интересны только тогда, когда уже есть что обосновывать и когда в этом есть реальная потребность. Эпсилон-дельта техника возникла в результате потребности рассуждать о довольно тонких ситуациях (какие функции разлагаются в ряд Фурье, например), а не для формальных выводов утверждений типа "если f(x)>0 и f непрерывна, то у x есть окрестность, в которой f положительна." Разве это нельзя объяснить просто на картинке?
Reply
Я не сказал, что весь год были одни эпсилоны и дельты. Просто двигались медлено. За год дошли примерно, до определения производной и ее первых свойств. Это не выглядело занудством (по крайней мере для меня) именно благодаря свойствам обучения по системе листочков. Все мы (или почти все) были любителями разного рода олимпиадных и кружковских задач. Задачи из листочков были для нас challenging, а этого было достаточно. Содержательная часть меня в тот момент не так сильно интересовала. Для меня тогда математика была набором задач.
Reply
А 5 бы поставили при таком поведении?
"Содержательная часть меня в тот момент не так сильно интересовала. Для меня тогда математика была набором задач."
Для меня физматшкола была переходным этапом от решения задачек к содержательной математике. Задачами я занимался постольку, поскольку это вело к некоторому статусу и независимости.
Reply
Во избежании непонимания, должен пояснить: вся эта спецматематика организовывалась группой студентов, курирующих этот класс. (Иногда главный из них был студентом, иногда человеком чуть-чуть постарше. ) Разные студенты-кураторы организовывали процесс по-разному, хотя практически все использовали систему листочков и обучения через задачи. Я рассказываю, как это было у нас. Выше ppetya привел ссылку а листочки в их классе. Судя по всему у них двигались гораздо быстрее и преподавали более содержательные вещи. Наверное, это значит, что основаниям уделялось значительно меньше времени.
Reply
По части выпендрежа в мое время жизнь была куда как легче. Время от времени внимание части класса привлекала какая-нибудь задачка (не больше чем на несколько дней). Оказавшись два-три раза единственным решившим такую задачку, я больше не особенно заботился о престиже.
Reply
Reply
Reply
Кстати, да. Но к сожалению общение с первокурсниками математических факультетов России (среди которых большинство случайные люди) приводит к схоластическому подходу: если в определение "окружности" (геометрическое место точек находящихся на одинаковом положительном расстоянии от данной) пропущено "положительном", это повод, чтобы поставить двойку/отправить на пересдачу. То есть нет культуры продумывания действительно содержательных контрпримеров.
Reply
Leave a comment