Ещё раз о конях и копытах

Feb 26, 2016 15:05

Оригинал взят у melissa_12 в Ещё раз о конях и копытах
Оригинал взят у regenta в Ещё раз о конях и копытах
Встреча в Гаване напомнила мне уже упоминавшийся выше рассказ Лескова «Чужеземные обычаи только с разумением применять должно», причём повелитель пингвинов и повёл себя, как упоминавшийся в нём отец Андрей, который исповедовал экономку «на католицкий манер», и оконфузился так же:

http://regenta.livejournal.com/885825.html

В самом деле: куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Поясню свою мысль, которая касается, в данном случае, принципов церковного управления, принятого, с одной стороны, в католицизме, и, с другой стороны - в православии.

В первом случае римский папа является и догматическим, и административным «центром» католического мира, тогда как, по православному учению, хранение чистоты вероучения принадлежит абсолютно всем верным, хотя каждый из них и подвизается в своём звании. Кроме того, Православная Церковь является Соборной не только умозрительно, но и практически. По крайней мере, она должна таковой являться, и полнота власти в ней принадлежит Поместным Соборам, в отдельных случаях и по сугубо частным вопросам «делегирующим» свои полномочия Соборам Архиерейским.

(Сомневающиеся могут почитать ныне действующий устав Русской Православной Церкви.)

Однако, судя по всему, это положение патриарху Кириллу совершенно не нравится. И не нравилось изначально, когда он ещё юношей, бывшим геологом-неудачником, был пострижен в монашество печально известным филокатоликом митрополитом Никодимом (Ротовым), которого хватила кондрашка в момент целования им папской туфли, что, казалось бы, должно было раз и навсегда стать предостережением тем, кто стремится к так называемому «воссоединению Церквей» нечестными квазиполитическими махинациями.

Однако ближайший ученик митрополита Никодима проявил на этом поприще такую прыть, что ещё двадцатипятилетним, в суровом, по части цензуры и партийных проверок, 1971 году был направлен в Женеву - и в самое что ни на есть сомнительное сборище экуменистов всех стран - так называемый «Всемирный совет церквей».

Сами посудите: какого молодого человека, да в таком нежном возрасте, могут направить в том суровом 1971 году в самое «логово», как тогда говорили, капитализма?

Только очень и очень проверенного и на всё согласного, естественно.

Шли годы, и «благотворные» уроки митрополита Никодима вместе с не менее «благотворным» влиянием Всемирного совета церквей и многочисленных горнолыжных курортов Швейцарии, где будущий повелитель пингвинов охотно сорил церковными деньгами, дали свои плоды: г-н Гундяев окончательно убедился в том, что церковная «вертикаль», освобождённая от такого, по его мнению, балласта, каким является соборное управление, - это наилучшая форма правление, по образцу папского.

С таким убеждением он и воссел на престол его предшественников, русских патриархов, и начал своё убеждение деятельно претворять в жизнь: Соборы были de facto упразднены, потому что те собрания кивал, которые время от времени собираются, чтобы единогласно проголосовать за уже принятое и утверждённое решение, Соборами, естественно, не являются. «Вертикаль», по мнению Кирилла, была выстроена многоступенчато, но, с точки зрения его интересов, просто идеально: патриархия доит епархии, епархии доят приходы, приходы доят прихожан, то есть снизу всё поэтапно поступает наверх, а сверху вниз поступает то, что народные зубоскалы именуют половым органом пса.

И вот тут-то и наступил момент отчитаться «о достигнутом» тому, кого апостол пингвинов, памятуя об уроках митрополита Никодима, наверняка считал своим образцом и патроном, то есть римскому папе.

Однако, как уже говорилось прежде, после Второго Ватиканского собора «вертикаль» папской власти, принципы которой были утверждены веком раньше, на Первом Ватиканском соборе, изменилась до неузнаваемости, в сторону видимой демократизации и даже, с определёнными оговорками, соборности.

Однако святейший Кирилл, занимавшийся укреплением своей финансово-административной вертикали, этого, видимо, не знал - не знал, что уже давным-давно национально-государственные «отделения» Римско-Католической Церкви управляются местными Конференциями католических епископов и что римский папа совершенно не вмешивается в управление этих национально-государственных «отделений», которым даны самые широкие полномочия и по административной, и по финансовой части.

Так что можно представить себе, с каким удовольствием внутренне хохотал папа Франциск, слушая донесения своего fratello: «Следуя заветам митрополита Никодима, который так любил папство, что умер прямо в Ватикане... я создал идеальную вертикаль контроля и взимания податей с подвластных мне баранов.... Вы мне дадите за это вкусную конфетку, святой отец?»

Что на этот мог ответить папа Франциск? Наверное, во-первых, то, что сладкое вредно, и, во-вторых то, что религиозная организация, если она хочет и впредь сохранять своё влияние, должна чутко прислушиваться к звукам происходящего во внешнем мире и не только брать, но и отдавать (в том числе и для того, чтобы иметь возможность брать впоследствии).

Однако болтливый «братец» одной из низших степеней посвящения, похоже, продолжает надеяться исключительно на «пятёрку» своих ближайших советников, «святых людей» и совершенно глух не только к современности, но и к печальным урокам истории.

Впрочем, после начала очередной волны гонений он, видимо, надеется, улететь на голубом вертолёте в любезную ему Швейцарию, предоставив разгневанным гражданам подвергать гонениям тех, кого он, собственно говоря, ни во что не ставил и использовал исключительно в качестве баранов, которых должно резать или стричь.

И тем не менее вышеупомянутый рассказ Лескова остаётся как никогда актуальным.

апостол пингвинов

Previous post Next post
Up