Сдержанные лавры - "Лавру" Водолазкина. Что почитать.

Nov 16, 2015 13:16

За два дня проглотила "Лавр" -  псевдоисторический роман моего соседа по Васильевскому острову в Петербурге, слависта и филолога Е. Водолазкина. Роман этот нашумел пару лет назад, когда получил премию "Большая книга". Сюжет можно прочитать в аннотациях: история русского средневекового врача-целителя-юродивого, которые пытается искупить грехи юности, проживая несколько разных жизней под разными именами. Звучит скучно, но роман оказался на удивление бодрым и динамичным.
В целом это своевременное житие святого человека, где главный герой  смутно напоминает монаха из "Острова", сыгранного П.Мамоновым. Но при всей своей "русскости" и "православности" роман вовсе не вызывает отторжения и не кажется фальшивым. И первейшая заслуга здесь - профессионализм автора. Бытовые описания, лексикон, исторические события, аккуратно упоминаемые в романе - все они корректны и в высшей степени "на месте". Начиная читать "Лавра" я не знала, что автор - профессиональный филолог-славист, поэтому настороженно отнеслась к первым страницам, но потом "возрадовалась": как же я все-таки люблю, когда писатель знает, о чем пишет.
Вторая причина прочитать "Лавра" - это язык. Богатый, остроумный, речной - текущий плавно, но с неожиданными заносами: в стилизованную средневековую русскую речь очень изящно вплетены обороты современной русской речи.
Третья причина - возможность подумать. Повествование неторопливо, а некоторые истины, как и полагается в средневековом тексте, повторяются по много раз, давая время читателю подумать. А думать хочется о разном. Был ли автор корыстен, когда в  царствование гундяевское написал роман, прославляющий жизнь православного праведника?
Мне не хочется в это верить, уж больно вкусно мне было эти два дня. Для себя я отложила в сторону "православное" прочтение этой книги, где четыре жизни героя как четыре евангелия описывают один и тот же путь, но взяла для себя "средневековое" толкование: как учила нас еще в школе прекрасная Т.В, Рождественская, ценность текста для читателя в те далекие времена определялась "узнаванием". Чем легче средневековый слушатель (а таких было больше, чем читателей) узнавал описываемые события, тем больше он доверял тексту и тем выше было наслаждение. Наслаждение  чем-то уже известным, знакомым, выученным, прочитанным  сродни удовольствию, которые мы испытываем, слушая любимые песни и смотря старые фильмы. Для меня лично, кстати, вся ценность образования и лежит в том, что увелчить поле "узнавания", а тем самым - умножить число источников наслаждения...
Так вот, в романе "Лавр" Водолазкина любой читатель может найти для себя источники наслаждения: будь то аллюзии на Декамерон или Кентерберийские рассказы, или же словесные игры в духе "Кыси" Т.Толстой.
Рекомендую.

Советую прочитать, @

Previous post Next post
Up