Apr 28, 2015 16:15
Много лет назад в музей Набокова в Петербурге, где арендовал две комнатки исполнительный комитет фестиваля барочной музыки Earlymusic, любили заглядывать известные в определенных кругах люди нашего города. Я была далека от "богемной" культуры, поэтому их имена: Африка, Мамышев-Монро, ди Капуа - мне ничего тогда не говорили. Сегодня кого-то из них уже нет в этом мире, а кого-то талант и удача вывели за пределы узкого "петербургского" кружка. Сегодня Джулиано ди Капуа - режиссер получившего недавно "Золотую маску" спектакля "Жизнь за царя", а еще сосед мой по Васильевскому острову, владелец самой романтичной в нашем городе плавучей виллы и очень красивый мужчина. Благодаря дружеским связям, стягивающим наш маленький остров лучше линий и проспектов, я попала на один из первых после вручения премии показов - в тесную дворницкую дома номер 20 на Моховой улице.
"Жизнь за царя" - это не опера и не популярный сегодня документальный театр, хотя спектакль и основан полностью на дневниках, письмах, воспоминаниях и судебных записях, взятых из дел народовольцев. О том, как страшно актуально звучат сегодня эти монологи, как сами по себе выстраиваются параллели с нынешней Россией - написано в любом отзыве о спектакле. Но для меня важнее то, что я видела настоящий театр в античном смысле этого слова.
В роли корифея выступает Достоевский: он в буквальном смысле вводит зрителя в контекст, провожая из парадной в дворницкую, показывая дагеротипы героев и актеров спектакля, зачитывая публике письма Толстого. Корифей практически не принимает участие в дальнейшем спектакле, но сидит на скамье рядом с другими актерами. Его персонаж молчит почти до конца спектакля, но зная историю нашей страны и судьбу самого Достоевского зритель может и сам домыслить реплики корифея.
На сцене постоянно находятся четверо актеров: трое мужчин и одна женщина. Каждый играет несколько ролей, и каждый говорит только за себя: диалогов нет. Некоторые монологи пропеваются, некоторые превращаются в музыкальную паузу, когда актеры объединяются в хор - трио - трагиков. Каждое движение - выверено, каждый предмет реквизита стреляет как чеховское ружье.
Триумф театра.
Следующий спектакль - 17 мая.
Культурная жизнь,
Петербург