Осмелев и окрепнув, решил предложить я вам, братья и сЕстры, продолжение своих фотозарисовок непальской столицы. Начну, как положено, с сакрального. Хотя на меня богли бы обидеться те, кто эту религию придумал, за то, что отношую её к сакральному, в ней-то мало места для всякой метафизики - буддизм.
Это знаменитая буддистская ступа 16 века в квартале Тамель. Названия не помню. Все детальки что-то обозначают: уровни земли и неба, сама ступа - вселенную, зонтик наверху - небо и воздух. Не буду усложнять. Для тридцатипроцентных непальских буддистов их верование - способ обогреть земное житие. Для этого, в принципе, нужна всякая религия, но только буддизм говорит об этом открыто.
Ритуальный колокол рядом.
Тут же - средняя школа. Учащихся в Катманду не очень много, они весьма заметны. Какую-то особую роль в народной педагогике играют буддисты, какую - пока не понял. Школы почти всегда расположены впритирку к храмам, так что догляд высших сил за молодыми обеспечен.
Этот - тоже молится, по-своему:
В Катманду нет парков и скверов. Их функцию несут культоовые сооружения, всегда облепленные молодёжью, как голубями. Вот наши батюшки до такоей меры не додумались - надо было не за харизматами гоняться с прокуратурскими дубинками, а уничтожить скверы!
Молодёжь очень старается выглядеть как все:
А это - представители той общности, которую я здесь назвал "гопники". Их весьма много в Катманду - по моим подсчётам, почти половина всей молодёжи!
Буддистский храм 18 века, прилагающийся к древней ступе:
Богам тоже надо что-то кушать. А от одной амброзии и зубы повыпадают - без витаминов.
Редко встретишь такое изображение Будды - "проиндусированное", хотя и каноничное.
Ох, любят тут птиц-блядуниц... А потом жалуются.
Непальское представление о моде. А для философа - настоящая символическая находка. (И таких тут много.) Все бесформенным национальным тряпкам форму придаёт только западный буржуазный костюм. Потому что Запад - это порядок, это царь в голове.
Женщина-полицейская. Маааленькая такая!
Вот что такое религиозное население: походя забегают совершить какой-нибудь обряд. Поэтому храмы и часовни у них всегда зачуханные, а не гламурные. Потому что ими пользуются, это здесь реально.
Это - полноценная улица. К моей гостинице.
Таких тут мало, и они на виду:
Одно из ярких отличий от Индии:
У рабочих даже есть что-то типа страховки. Наверное, напрявляющая тряпочка (жёлтая) - чтобы падачи в одно место, где помягче.
Ничто человеческое, как говорится...
Впервые в жизни еду на рикше по Тамелю! Народ расступается, подобно волнам, от бортов моей колесницы.
Вот за что любят Азию. Во всех смыслах.
Почти настоящий торговый центр - без стен, правда.
Храм Шивы. Век 18 (судя по вычурным деталям).
Трезубец Шивы:
Ещё одно отличие от Индии. Увидев рои мух, я решил сделаться вегетарианцем. Всё разумное действительно, всё действительное разусно.
Вместо сфетофоров. Их много, и они такие гибкие!
Выезд из Тамеля в ещё более ужасное пространство:
Но народ не унывает - оттачивает гуманитарные навыки:
Почти постмодернизм:
Кусочки дыни и арбуза сбрызгиваются водой из бутылки, мухи отгоняются рукой. Гигиена!
Инфернальный госпиталь. Я думал, у них не бывает больниц. Оказывается, есть, но только такие.
Уникально: продажа поношенной обуви! Мы в 1990-е до такого не доходили.
Знаменитый Ратна-парк, достояние города. Построен в 18 веке, заполнен водой из разных священных водоёмов. С тех пор воду не обновляли. Открывают дважды в год, к счастью. Тухлое болото, здоровенные решётки. Далеко внутри, за испарениями - архитектурный шедевр, говорят.
"Как будто здеь война была ещё вчера..."
Уникальное местное транспортное средство, нынче я даже перемещался на нём. Смесь туктука и маршрутки, называется "тапма". Таксист долго объяснял мне, на чём оно работает, если не на жидком и не на газообразном топливе, по его словам. Он не смог подобрать морфему, а мне вспомнились картофельные самоходы из "Теллурии" Сорокина.
Идеал для непальца! Это скрытый заговор кардиологов, наверное.
Прям на троруаре!
А когда на город спускается ночь, катмандинцы идут в...
==============================================================================================
На этом заканчиваются хиханьки да хаханьки, я покажу вам одну из главных достопримечательноствей Непала - площадь Катманду Дурбар. Основана бала как центр и прообраз будущего города в 15 веке, до 20 века достраивалась и приукрашалась, сплетя в своих стилях образы эпох.
Очень сильно порушена прошлогодним землетрясением.
Унылый садху щупает, не стёрлись ли важные полосочки.
Всё на подпорках:
Храм Вишну:
Шива Воодушевлённый:
Спрятанный Шива:
Очень круто! Это Шива в своей разрушительной ипотаси. Глаз не ответи...
Служба не прекращается.
Священный корм для священных птиц-блядуниц:
Царское изображение с этого столба в момент землетрясения упало наземь. Всего в храмах Тамеля в тот день погибло несколько сотен человек.
Бывший королевский дворец.
Резба по дереву поражает своим мастерством и долговечностью:
Бассейн:
Джип короля, подорванный гранатой. Первый случай до 2010 года. Король - фигура священная, отражение Шивы. Только после отречения от трона в его машну стали кидать камни, а в 1940-е некий товарищ кинул бомбу.
Стильная ведь форма у непальских военных?
Не только молодёжь - дети тоже под надзором богов:
Шива и Парвати (по совместительству, его женская ипостась):
Друг Шивы царь обезьян Хануман хранит на себе следы недавнего праздника Холи:
Говорят, самый большой колокол в Непале:
Императорский дворец, построенный в 18 веке в смеси классицизма и местного колорита:
Симолично:
Таким образом, боги здесь живее, чем где бы то. Тут религия - не музей, это реальная сила, мобилизующая и отвлекающая людей от ежедневной постылости. Только Запад научился заменять Наукой и Потребительством Религию и Поклонение. Хорошо ли это, объективно ли - совсем другой разговор...