Панаджи как пример "межкультурной коммуникации"

Mar 16, 2016 23:47

Сегодня я сподобился посетить столицу Гоа город Панаджи (Панджим). В нём около 60 000 жителей (я до сих пор в толк не возьму, где в Гоа размещаются полтора миллиона официальных жителей, не считая туристов).
Город меня удивил - это именно такая Азия, какую хочется видеть опрятному путешественнику-западнику, интересующуемуся культурами всяких недоразвитых развивающихся государств.
Перво-наперво, оказалось, что Панджим - это Мопед-сити. Такого числа едущих и прапаркованных мотороллеров я не видывал никогда и нигде. В городе присутствуют и светофоры, и «зебры», но каждое пересечение проезжей части - реальное испытание. Помогает только понимание психики местных водителей: здесь нет чёткого разделения на пешеходов и водителей, поэтому как только ты ступил на дорогу, ты - участник движения, тебя видят  имеют ввиду. Не так, как в России, когда какая-нибудь баба с холодными глазами едет прямо на тебя, потому что ты переходишь в неположенном месте. В общем, хорошо, что не поехал туда на скутере.




Тут есть светофоры! Зачем - непонятно.




Итак, пошли контрасты.




Церковь 16-17 века.







Не очень доверяют гоанцы друг другу:







Исключительная распущенность:







Актуальная профессия, учитывая, что большинство населения носит шлёпки или ходит вообще босиком. Значит, тут есть Люди в Туфлях!




Памятник знаменитому Аббату Фариа (1756-1819), самому знаменитому гоанцу, первому борцу за независимость Гоа, одному из первых исследователей гипноза. Был увековечен Александром Дюма в "Графе Монте-Кристо".




Главный гоанский музей:
















Одна из стариннейших церквей в Гоа (данных не нашёл). Посвящена святому миссионеру Иосифу Вазу (1651-1711), особо почитаемому гоанцами.







На этом замечательном анно отражена вся гоанская история (кроме бешеного богатения от туризма):




И такие тут есть. Почти Европа!




Читающие люди!




А это - просто уникально для нас! Это ведь больше, чем просто профессия.
















Набережная реки Мандови, впадающей здесь в Аравийское море. На снимок случайно попали двое из всего лишь  двенадцати белых, виденный мной там.




Чтобы судно не село на мель, в ил воткнуты палочки. Хайтек!




На парапете набережной стоит ящик с тухлой рыбой. Бери, кому надо! Щедрые...




Содержание той самой реки (кроме воды):




Неплохой парк.













Раба, сделанная из пластиковых бутылок. Чего ни придумают, чтобы стимулировать уборку мусора!




Фонарь на солнечных батареях. Я такой только в Лос-Анжелесе видел.




Ещё одно стимулирования выбрасывания мусора в урны. Обычно индийцы даже не бросают мусор под ноги - они просто разжимают руку, мусор сам летит, куда ему вздумается.




Моя полиция меня бережёт!




Первый мусоровоз, увиденный мной в Индии!







Уникальный общественный туалет.




Да, как в Лос-Анджелесе.




А этот ещё трудится - мусор собирает:
















Пляж ужасен. Здесь в море впадает река, а она для индийцев - универсальное средство канализации и утилизации мусора.




Каждый автобус - просто произведение искусства:




Не все индийцы ещё знакому со сложной символикой световых огней автотранспорта - приходится разъяснять:




Школы здесь просто забиты вопящим мелким народцем:




Дом представителя индийского среднего класса:
















Обед здесь - как 2-3 обеда в обычных приличных индийских едальнях:







Началась известная улица 18 Июня - в этот день в 1947 г. один индийский националист заявил о необходимости отобрать Гоа у португальцев. Самый стильный район Панаджи.




Бывают и такие индийцы. Вживую я пару штук таких видел. Столица-таки!




Храм 16 века:




Обстановка весьма традиционная - не "неокатолическая", как во всех их нынешних храмах:




Прямо на стильной улице - раздавленная крыса:



















В гипермаркете - чудо-предложение: каждый, купивший товаров на 3000 рупий, получает бесплатно 5 кило сахару!































Жемчужина Панаджи - церковь Непорочного зачатия (1541 г.), одно из культурных достояний Гоа:
















Индуистский храм Махалакшми:







Храм во имя Сай Бабы. Не того, который знаменит материализацией предметов, спортивными достижениями и утехами с мальчиками, а его предыдушего воплощения - Сай Бабы из Ширди (нач. ХХ в.)







Почему они здесь моются?




Потому что они живут здесь - в недостроенных руинах:




Но не все такие. Некоторые и грамоте умеют:




Панаджи - своеобразно упорядоченный сплав индийского безобразия, португальской вычурности и глобального капитализма. Переходы резки: бродяга дрыхнет на ступенях современного банка, на одной улице руины и трущобы соседствуют с прекрасными зданиями разных архитектурных стилей. Люди - такие же: классические «белые воротнички» в лакированных туфлях прут по одной улице с совершенно атавистическими моджахедами и босоногими неприкасаемыми. Главная изюминка города - португальскость. Это не просто культурный отщеп, это особый культурный сдвиг гоанцев в сторону Европы (в её латинском понимании). Этот культурный мост наводился несколько столетий: прибывающие из Португалии и Испании архитекторы упорно застраивали Панаджи привычными им архитектурными образцами, обученные в европейских семинариях гоанские священники упорно твердили пастве, что такое хорошо и что такое плохо, инквизиторы упорно вычищали всяких Шив, Ганеш и Мухаммедов, интернациональные торгаши упорно налаживали протокапиталистическую глобальную инфраструктуру. Уже в Панаджи чувствуется мощь исторического влияния этих колоний на Европу (и обратно), а ведь я ещё не был в Старом Гоа и Васко-да-Гаме - главных примерах этого.
В т.н. «цивилизационном своеобразии» мне интересна не коллекция вздрыгов с оглядкой на соседей, а наличие способов народного выживания в гармонии со средой своего обитания. И в гармонии с соседями, конечно. Гоа - один из лучших примеров этого. Сегодня многие молоденькие аналитики ахают и охают при словечках «глобализация», «турбокапитализм», «вестернизация» и т.п. А нужно просто изучать исторические прецеденты - ничто не ново под луной.

церкви Гоа, Гоа, Индия, цивилизационное своеобразие, правильная Азия, межкультурные коммуникации, практическая культурология, столица Гоа, Малабарский берег, индийская духовность, кросс-культурные исследования, Панаджи, сахалинские культурологи, Северный Гоа, Португальская Индия, христианство в Индии, путевые заметки, дорожная философия, традиционализм, индуизм в Гоа, путешествия, Братья Забадай, туризм, Панджим, скептицизм, образ жизни

Previous post Next post
Up