Жабий эпи(моно)лог, или Частный отзыв на фильм "Училка"

Oct 21, 2016 15:12





(Один беспросветный профессор выродил рецензию на только что вышедший фильм «Училка». С нелюбезного согласия нелюбезного автора перепубликуем её здесь с небольшими изменениями и украшениями.)






Нестоличная часть России восторжествовала: для скачивания стал доступен самый скандальный фильм прошлого года «Училка» Алексей Петрухина.
Фильм реально ждали, заранее поговаривали о возможном трэшестве и заранее сравнивали с «Дорогой Еленой Сергеевной» и даже с «Опасной профессией» и с «187». Оказывается, надо было сравнивать с «Территорией» Мельника. Потому что «Училка» - одна из самых ярких зарисовок новороссиянской идеологии - точнее, неосоветской, неоимперской, неосталинистской - в этом генетическое родство с мельниковским манифестом «Территория».

С художественной стороны фильм непримечателен. Кроме Купченко, остальные роли или сериально-жирные, или просто бездарно исполнены. Даже Мерзликин переигрывает своими кривляньями и подскакиваниями. Фильм вообще похож на продукты деятельности Гай Германики - в этом очевиден расчет на определённую целевую аудиторию.
Фабула - типично рязановская: хорошая учительница «старой закалки» против «плохих детей». Учительница отягощена своими личными проблемами и разочарованиями, ученики не отягощены ничем - ни интеллектом, ни моралью.
















Но ближе к середине эта банальность выветривается. Казалось бы, после появления пистолета всё должно измениться: училка продемонстрирует самоотверженную любовь к своему ремеслу, а школьнички-уроды начнут каяться и исправляться. Не тут-то было! Что было - смотри, читатель, сам, не буду спойлерить.

























Главное - в другом: здесь нет героя, поднимающего своим примером иных до своего уровня небожительства. Здесь есть правильная тётка и «пыль» (буквально), которую она попирает ногами. Пыль вынужденно принимает очертания, придаваемые ей скульптором - училкой. Прям по Аристотелю: сама материя-пыль не имеет ни очертаний, ни восприятия; чтобы её заметить, нужен мастер, придающий форму - очертания и манеры поведения «правильного школьника», комсомольца, бамовца, распевающего бардовские слащавые песенки у костра. Они больше не вопят о руководящей роли «бабок» в жизни - они радостно смотрят в будущее нашего Отечества. Они не хвастаются шмотками - они радушно улыбаются друг другу. Они не разводят соседок по парте на минет в ближайших кустах - они с любовью взирают в их глаза. И как эта милота была достигнута? Разумеется, деятельностью и личным примером Училки. Она не «Учитель» и не «училка» - именно «Училка».
    Суть в том, чем Училка отделена от своей паствы, - в идеологии, ставшей её мировоззрением. Эта странная идеология входит в зрителя с первых кадров отлично показанной училкиной квартиры. Все ожидали узреть задрипанную хрущобу с дровяными окнами, а увидели вполне презентабельное жильё, хотя по нему шаркает вполне сталинистского вида тётечка. В этом - вся соль. Режиссёр попытался соединить прошлое с современностью и закинуть его в будущее. Человек «старой закалки» для Петрухина - не отщеп отжившей эпохи, а единственно правильное в природе существо. И правильность эта - вневременная. И чисто тарантиновскими методами Училка сию правильность доносит до подчинённой ей школоты.
  Так в чём эта правильность? В соотношении индивидуального и коллективного. Ученик Жаба страшно неправ, думая, что индивидуальность формируется через борьбу с обществом - он, словами Училки, «совершил страшную ошибку». Не «совершает», а уже «совершил», пропащий!




"У нас не принято" отвергать общество, у нас не принято оскорблять общество, у нас не принято выделяться из общества. Наши деды воевали, наши родители строили эту страну. А вы, молодёжь, можете покамест поиграться западными бирюльками-айфонами, побаловаться MTV-шными хиханьками и порнушными хаханьками. Но никуда вы не денетесь, пыль! Либо сами себя сдуете-развеете, либо нау́читесь сцепляться локтями и корчить друг дружке правильные рожи. Потому что вечен этот уклад. В 1980-90-е мы повздыхали над Оруэллом и Солженицыным, побаловались либерастией и рынком, выпустив наверх обновлённую породу элиты, и хватит! Всё возвращается на круги своя, к родимой колючей проволоке и звонкой подвешенной рельсе.
 Согласно этой идеологии, всемощно и всеправо государство - само по себе, безлично и внепартийно. Всемогуща на этой территории только сама великая сила превращения человека в массовую единицу, в «производителя», в «товарища». И тот, кто тупо отрицает своё место в этой системе, либо сотрётся в пыль, либо исправится и станет хорошим подданным этой системы, «хорошим полковником». Именно для этого и нужна Училка. А та Жаба, которая квакает против этого Уклада и почему-то не свалила за бугор, - страшный враг, его уже в принципе невозможно исправить. Его можно только припугнуть или взять на поруки, обезвредив состраданием товарищей - в точности как с персонажем Цыганова в «Территории».

И исправленные ляли усядутся вокруг костра, в который Училка подкидывает хворост несформировавшихся единичностей. В государстве - единственном самце на этой территории - Училка является Матерью, верховной жрицей, хранительницей тайны и веры. В этом, кстати, исток современного россиянского матриархата.










Кто-то пеняет на молодёжь: дескать, дебилы, не читающие книг, увлечённые только своими электрическими игрушками. Но этот изящно спроектированный инфантилизм высокоэффективен для государства. Немногочисленные непритягательные Жабы, потенциально мо́гущие противопоставить себя системе, обречены на прописку в виртуале компьютерных игр. Все остальные прекрасно подготовлены к тому, чтобы вести их в «светлое будущее» - надо только нащупать их единственное эрегированное живое место и схватить за него. И будет построена Великая Россия - не сомневайтесь! В ней не будет места американским педерастам и гейропейским «фашистам». Все будут героически отбывать свою трудовую и воинскую повинность, чтобы Государь и его приближённая шодла могла хвастаться этажностью своих яхт и величиной бриллиантов на своих шлюхах. Самоотверженность искупит личные огрехи каждого их нас, кто успел поякшаться с греховным толерастическим Западом - как и саму Училку с её зятем-австрийцем («позорище-то какое!..).






















На мой анархистский взгляд, индивидуалист отличается от коллективиста только одним. Индивидуалист самоутверждается собственными усилиями, коллективист утверждается посредством других. Поэтому человеком - не животным - по большому счёту, имеет право величаться только индивидуалист. Но в нашей распузыренной нефтегазовой Азиопе с такой жизненной позицией чувствуешь себя только Жабой. Ни к чему не годным существом, вытесненным отовсюду за нежелание ходить строем и вдохновенно обслуживать горстку паразитов, иссосавших в пыль население шестой части суши. А чего здесь ждать Жабе? Ещё в 2000-е мы мечтали о чём-то реальном, игрались то в либералов, то в традиционалистов. Таперича лучше спрятаться в какие-нибудь онлайн-игры, толкинизм и подобные бестолковые умоотсосы. А остальным - Просто Обслуживать Трубу. Трубу, у разрывов которой в струйках воспламенённого газа всем скопом можно погреться. Погреться-порадоваться подачкам типа «дальневосточного гектара» или бесплатных прививок. Важно только поближе держаться - друг ко другу и к огоньку, возжигаемому батюшкой-царём и его боярами. А нечистым трубочистам, по инерции девяностых подвывающим о свободе личности, - стыд и срам!

Такое вот кино. После него не мальчики кровавые мерещатся, не девочки раздетые. А бритые зэки в телогрейках, запрягающие большую-большую ракету - чтобы в единственно правильной войне кровососы единственной правильной страны напрочь истребили кровососов полностью неправильного мира со всеми его обитателями.






СССР, остров Россия, Мордор, формирование мировоззрения, новороссиянская идеология, непутёвые заметки, быдло, анархизм, медиакратия, сахалинские культурологи, истинные россияне, кинорецензии, СМИ как оружие, матриархат/патриархат, россияне, кино, Братья Забадай, Россия, скептицизм

Previous post Next post
Up