Часть 1 Часть 25. Ода бюрократизму
Но рано радовались мы! Хостел произвёл на нас… обычное впечатление. Нечто подобное я видывал в Москве - с сувенирчиками, фотографиями, приветственными надписями, финтифлюшечками. Единственное отличие - продуктовый ларёк, где продавались товары для русских. Нас весьма порадовала «ЛОСЯ тушенка охо тничъя» и изображённым оленем. (К тому же я полагал, что в Китае оленей истребили ещё в раннем неолите.)
Хостелом заправляла коммуникабельная девица, знающая английский! Правда, я почему-то почти не понимал её, а в ответственный момент она, как это водится, перестала понимать меня. Тут открылось самое страшное: оказалось, что важничающие бездари с таможни испортили нам въездную визу, перепутав день с месяцем. Согласно этой визе, мы въехали в Поднебесную ещё в сентябре, и выехали тогда же… Что ты знаешь о ярости, читатель? Политкорректности ради, я не буду перечислять все использованные тогда фразеологизмы, но если ты, читатель, имел дело с азиатскими чиновниками, ты без труда сам восстановишь в своей памяти эти устойчивые выражения. Да, китайцы - замечательные люди, если только они не чиновники. Как только на них оказываются погоны, с ними что-то происходит, они становятся совершенно невменяемыми, да ещё и трусливыми. Ещё бы: он тут впустит шпиона, а там за это всю его деревню расстреляют. Или его уволят, а деревня сама вымрет от голода. Или как там у них положено? Мы тоже побывали в своё время коммунистами, принцип понимаем. В общем, ещё один пример государственнического расщепления гражданина на трудовую часть (обычный мужик) и паразитическую (чиновник, военный, полицейский); ещё один плюсик в эмпирическую копилку моего анархизма.
Так что распорядительница хостела отказала нам, ссылаясь на «просроченную визу». А ведь это был единственный харбинский хостел, адрес которого я точно знал (правда, мы его искали почти четыре часа - недалеко от вокзала). Мои возражения на предмет ненадобности визы для суточного пребывания в Харбине не возымели эффекта. Я апробировал выражение «China laws» ещё на таможне, и мои оппоненты вообще не понимали, о чём я говорю. Так что пришлось нам выметаться из «России молодой» вовне, в пространство истинно трудового Китая. Знали бы мы, что за этим последует… Но век живи - век учись, это и есть мудрость, а ради Мудрости мы сюда и приехали. Так что единственным, что я вынес из хостела, была фотография пути по карте до Софийского храма. Тут, недалеко…
Благо хоть тепло было! И чемоданы у нас на колёсиках. Ну пошли? Тем паче неподалёку «Арбат». И мы снова окунулись в самый что ни на есть донный Китай. На улице сидят мужики и играют в «го» - в окружении шумящее внимающих болельщиков.
Поперёк тротуара стоят какие-то телеги с оборудованием для дорожного ремонта.
Продающиеся еда и вещи разложены прямо на тротуаре. Сам тротуар - чередование современной брусчатки и традиционных луж грязи. В одном месте была выворочена ливневая решётка, под неё по безобразным шлангам перекачивалась чья-то смердящая канализация.
Это точно напротив замечательной старинной русской синагоги, увенчанной звездой Давыда.
Кстати, мы оказались в русском районе. Старинные знания, изувеченные разрухой, эпизодическим бесталанным ремонтом, грязью и рекламными плакатами, растущими на крышах деревьями и стильно уродливыми китайскими проводами.
Иногда среди нагромождения культур и ментальностей удавалось разглядеть что-то классицистическое.
Справедливости ради стоит отметить, что китайцы по-своему ценят старину - вот только совсем уж по-своему…
И вот, Арбат.
Даже надписи по-русски, и в ряде случаев грамотные.
Видимо, муниципальные власти дали возможность подзаработать некоторым нашим студентам, зачем-то стажирующимся в КНР. Старинные улицы, витрины, огромный едальный квартал, где мы опять едва ни поддались на запахи, виды и экзотику. К счастью, товбиническое знание гельминтологии помогло нам обезопасить наши пищеварительные системы. Нашли даже родимый Макдональдс, порадовавший нас относительно чистым туалетом и русской поситительницей, слегка сориентировавшей наш маршрут. Она, кстати, была не единственной русской там: на Арбате мы видели ещё нескольких девиц - узнали мы их по специфической лексике, с помощью которой российские барышни вербально утверждают своё мужское достоинство в нашем матриархате. Поэтому подходить к ним знакомиться как-то не захотелось. К тому же у девчат, видимо, что-то совсем плохо в жизни, раз она их аж до Харбина довела.
На Арбате мы даже видели несколько бронзовых скульптурных ансамблей наподобие тех, которыми на нефтяные деньги нашпигованы скверы в Южно-Сахалинске.
Видели и осторожные попытки китайской бронзовой скульптуры - что-то сосискообразное, но вызывающее уважение к безымянному китайскому скульптору, поднявшемуся выше сельхозработ, починки обуви и укладки тротуарной плитки. Молодцы ребята, прогрессируют! Премии получают, партстаж.
Безусловно, наш цинизм усладили извращения русского языка, в изобилии встречающиеся вокруг. И не только русского, пример - вывеска знаменитого «HARBIИ BEER», удостоившегося специальной статьи в «Википедии».
Действительно, зачем им заморачиваться насчёт грамматики вымирающих северных гуннов? Китайцев - почти треть населения планеты, это совершенно самодостаточный мир, живущий по своим законам в собственном космосе. Зачем им, к примеру, запрещённый «ЮТуб», если у них своих собственных три? Вот только есть у Кирилла Михайловича сомнения в том, что они знают собственный язык лучше чужеземных наречий. Но профессор Товбин пока не в силах проверить свою попахивающую расизмом гипотезу.
В целом, в Харбине сочетаются какие-то архаичные остатки русского культурного наследства, чуть менее жалкие остатки традиционной китайской идентичности, перестроечная коммунистическая идеология и постиндустриальный капитализм.
Часть 4, заключительная