Здравствуй, человечество! Надысь меня упрекнули, что в моих топиках маловато положительного и доброго. И я решил показать, что могу измениться, если захочу. Поэтому почти без комментариев располагаю туточки фотоочерк о моём пребывании во граде Хабаровске.
О Хабаровск!.. Я уже
писал, как сахалинский мальчик, вырвавшийся из финансовой изоляции 1990-х в этот город, был очарован им. Киношные Сан-Франциски и Лондоны померкли перед красотой и величием этого мегаполиса! Позже я был в Хабаровске в 2000 и 2003 году, но был слишком занят экспериментами с личной жизнью и преодолением их последствий - не мог впитать этот город как следует. Да и опыта не было, и знания культурологии - не мог тогда по-маньячески наслаждаться архитектурой и атмосферой города. Теперь - иное дело. Порадуйся со мной, читатель! (Обращаю внимание, что не пишу об окраинах, которые даже в 2003 году поразили меня своей беспросветностью.)
Центральная площадь (Ленина, естественно) поутру:
Хабаровск - живой и жилой город, у него множество своих причуд и придуростей:
Скорее всего, это краевой Белый дом:
На главной площади цветы - в парниках. Видимо, в Хабаровске, в отличие от Южно-Сахалинска, недостаточно денег на благоустройство. В Южном только и радуются, когда что-то в центре приходит в негодность. Например, если вытопчут цветок на клумбе - это отличный повод для реконструкции всей площади на бюджетные деньги, когда каждый кирпич, купленный строителем у его брата Вазгена (единственного поставщика лицензированной продукции) будет по артикулу стоить тысячу миллионов.
В Хабаровске положение иное. Наверное, потому что больше людей, меньше "социального капитала" (назовём его так).
Тротуар в самом центре. Правда, в Южно-Сахалинске я тоже недавно нашёл в центре подобный тротуар - видимо, поставщик брусчатки Вазген запросил не только тысячу миллионов, но ещё и место помощника депутата. Торгуется, гад! А в Хабаровске народонаселение мирно ходит по таким тротуарам. Заметь, читатель: ходят! Тут гораздо меньше машин и весьма большое число людей, которые прямо ногами по земле идут - не перешагивают из подъезда в машину и обратно.
Всё цветёт. В Южно-Сахалинске ещё только снег сошёл и деревья распутились.
Одна из моих любимых улиц в Х.
Говорят, сахалинские корейцы, если им приходится случайным транpитом из Сеула в Южно-Сахалинск оказаться в Хабаре, почитают за честь ногами (без и вне джипа) пройтись по улице, названной в честь их героического соплеменника.
Почти полдень субботы. Машин почти нет, равно как и прохожих. Много света, воздуха и солнца:
Спешл фо ю:
Даже обычные хрущобы в центре выглядят как-то уютно:
Есть даже потрёпанные и вовсе негламурные вывески, слегка отдающие девяностыми:
Центральная улица - имени Муравьёва-Маркса - это галерея всех жанров русской архитектуры XIX и ХХ вв. Загляденье!
Здесь всё исторично, несравнимо больше нутряных связей с русской культурой чем у нас, на Карафуто:
А надземные переходы менее уродливы, чем на Сахалине. Несахалинский читатель может загуглить: "Наземные переходы в Южно-Сахалинске", чтобы понять правоту моих слов.
В самом центре - очень дешёвая и уютная столовая:
Это называется тротуар. По нему ходят люди. И от него не отрезают куски год за годом, чтобы увеличить пространство для автомобилистов, проводящих всю жизнь в своём жестяном обмылке, заменяющим им дом и смысл жизни. И деревья тоже не спиливают. Обычные люди в их тени прохаживаются по этому самому тротуару.
ТРЕНДЫ те же:
В стильную архитектуру вполне вписывается незамысловатый совок:
Трамваи тут ездат - такие городские поезда, или автобусы на рельсах:
Есть даже старинная доска почёта. Доски позора я не нашёл.
Знаменитый советский контруктивизм 1920-х - здание Дальневосточного банка:
Настоящая жесть. "Русский модерн" начала ХХ века - мой самый любимый стиль:
Дворец спорта:
Остатки древних жалюзи:
Улица Муравьёва-Маркса-Муравьёва... Символизм - на каждом шаг хабаровской топонимики. Неслучайно и то, что главная улица города не носила имени Ленина. Такое я встречал только в Хабаровске, Александровске-Сахалинском и Гагре. ТИЖАЛО приживались красные бандиты в тех местах, где жили нормальные люди...
Комсомольская (Храмовая) площадь. Прямо по курсу - сочный памятник Героям Гражданской войны:
Лет 15 назад тут пришпендюрили узенький Успенский собор. Тогла купол был изнутри расписан золотыми звёздами на синем фоне. Теперь всё серо-синее - в цвет эпохи. И одни бабушки внутри. Женский храм. (Впрочем, вся Православная церковь - женская, даже старушачья, чем главные православные попы не преминут похвастать).
А этот бессмысленный штырь - яркий пример уже нашей, путинистической скульптуры. Во всём просматриваются контуры газовой вышки. Впрочем, всмотрись сам, читатель:
Спуск на набережную Амура:
В 2000 году тут была одна-единственная карусель - типовая советская "Орбита". Капитализм всё меняет...
Тупиково-цикличные дорожки также отражают нашу нынешнюю ментальность:
Амур!
Специальный пароходик для дачников - на ту сторону Амура. Там пока ещё российская территория. По крайней мере, формально.
Памятник Николаю Задорнову (1909-1992) - писателю, прославившему русских первопоселенцев этих мест. Отец "того самого" Задорнова, главного нынешнего идеолога.
Актуальненько! Раньше это были лётчики или подводники. Сегодня - супергерои. Притом спидские.
Вдали - памятник графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому (1809-1881), первому губернатору и развивателю этих мест.
Внимание, читатель! Сейчас ты увидишь то, ради чего только уже стОит приехать в Хабаровск. Самая квинтэссенция советизма.
Баба (женщина) с веслом!
Это тираж знаменитой статуи из московского Парка Горького. В её лице отразился драматизм перехода: она уже не женщина, но ещё не индустриальный женоробот. Она подзастряла между парадигм, отсюда и затаённый драматизм, прикрытый распущеннойстью и хамоватостью мимики и позы. Она стояла у станка, но на праздник ещё надевала юбку. Она тащила на себе страну, как вьючное животное, но при этом ещё норовила понравиться мужику - не партии, не стройке. Она ещё не превратилась в весло, которое держит в руке. Ещё не обернулась нынешним онтологическим бревном...
А это - её подрастающий санчо панса ("Пионер с горном"). То, кем видели миллионы безмужних мам своих бессмысленных сыновей, рождённых "для себя". То, кем все мы стали...
Ещё одна промежуточная мужеженская ипостась:
Он самый... Единственный мужчина (подрастающий). Узнали, молодёжь?
Так, я обещал позитив...
Вернёмся к "визитной карточке" Хабара - Муравьёву-Амурскому.
Тут был Чкалов.
А вот это - достижение прикладного урбан-дизайна, помогающее приукрасить даже такое страшилище:
Воздуховоды гиганского бомбоубежища - подлинные произведения искусства:
Таинственная Огромная Пустая Гостиница:
Позвонки?
Очень аккуратная критика. Единственное место в России. Вырезано на скамейке, незаметно.
Триумфально-разваливающийся вход на стадион и в парк.
Вот это рынок... Сахалинцы, обзавидуйтесь!
Иннокентьевский храм:
Очень символичная скульптура. На мой взгля, чисто православная: "это порождает то". Слава курчатовским шарашкам и Беломорканалу философа Лосева! Слава русскому гению и его первопричинам!
Образ женщины 1970-х - пока что ещё с бёдрами:
Амурский бульвар. И настоящий некошенный луг на нём.
А вот и наша архитектура:
Монумент "Слёзы педофила". Аж затёрто всё, аж всё вытоптано вокруг!
Знаменитые Пруды:
Наконец-то догадались:
Я не знаю, как это чудо называется, но оно - расчудесное! Всё наше коллективное бессознательное - в нём:
Щупальца Ктулху. В этом уголке парка смелый скульптор изобразил самое важное и актуальное...
Открытый храм Каббалы:
Памятник умению писАть:
"Чекист и Осведомительница":
Наверное, в любом парке любого города России можно встретить такое:
Погуляли - пора домой. Аэропорт Хабаровска:
Интересный город. В нём есть история, и она - российская, даже русская. Час лёту от Сахалина, и прямо в российскую цивилизацию попадаешь, известную нам из учебников по истории и литературе. Слабый даже может поддаться униженному самоощущению жителя провинции. Это если не знать цену всей это истории и цивилизации - даже в буквальном смысле. Кто, продавая богатство своей малой родины, оплачивает всю эту "цивилизованность"?
Ну и ладно. Как сказала Жанна Д'Арк, "каждому - своё"...