О митинге в Дубовке 30 октября

Nov 17, 2015 19:30

Советские репрессии не обошли стороной ни один населенный пункт России. Несмотря на это в одних городах можно встретить людей, которые собирают память о кровавых событиях, а других местах жители в один голос утверждают: «У нас репрессий не было».

Воронежу в этом смысле «повезло»: известно место, куда свозили и закапывали в ямы тела расстрелянных. С 1989 года в Дубовке (так называется это место в 30 км от Воронежа) происходят захоронения останков, найденных во время летних раскопок.





Первые перезахоронения производились недалеко от места обнаружения ям, и поэтому разбросаны по лесу. Позднее братские могилы с обелисками «Здесь покоится прах стольких-то человек» вытянулись длинной аллеей - Алеей скорби.

Воронежская общественность сыграла важную роль в организации мемориальной зоны. Так Вячеслав Ильич Битюцкий, председатель Воронежского «Мемориала», приложил немало усилий для начала раскопок. Вячеслав Ильич регулярно в течение года проводит экскурсии в по мемориальному месту в Дубовке.



В этом году на мемориальной аллее появились свежие могилы с крестами: были захоронены останки 107 человек из двух расстрельных ям, обнаруженных в июне этого года. Общее число найденных и похороненных с почестью составило 3132 человека.



После митинга воронежские священники отслужили литию, а горожане возложили венки и цветы на могилы.







В этом году на траурном мероприятии присутствовали члены общества «Мемориал», преподаватели и студенты, школьники, военные, кадеты, члены православных братств. Родственники репрессированных приносят портреты своих расстрелянных родных.

Надежда Сергеевны Красильникова приезжает в Воронеж из Самары на несколько дней в конце октября уже второй год. В Воронежской тюрьме расстрелян ее отец.



Среди похороненных в Дубовке есть и священники. Имя одного из них - Духовский Иван Александрович. 1887 г.р. Чудом сохранившийся и обнаруженный в яме протокол его обыска позволил установить имена расстрелянных 17 декабря 1937 года вместе с ним 47-ми человек. Так одна из могил в Дубовке перестала быть безымянной.



Имя второго священника неизвестно. Поисковики во время летних работ обнаружили наперстный крест, который при аресте (как и все личные вещи) должен быть изъят. Этот неизвестный священник стал невольным свидетелем как в Дубовке зарывают тела расстрелянных. Об этом не раз рассказывал его палач - Яков Ильич Лутков, который в 1937 году был комендантом здания НКВД и в его служебные обязанности входил расстрел приговоренных Особым совещанием и, как говорится, «ликвидация последствий».

А вечером 30 октября воронежцы собрались на Никитинской площади» на акцию «Молитва памяти», чтобы прочитать имена репрессированных сограждан.





Репортаж и фото - Юрий Крапивин
малое православное братство во имя преподобного Силуана Афонского

Фото "Молитвы памяти" - Денис Караваев
малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского
г. Воронеж

репрессии, 30 октября, память

Previous post Next post
Up