В середине мая в один из вечеров мы собрались на традиционный братский киноклуб, который решили посвятить памяти и размышлениям о Великой Отечественной войне. В основу разговора было положено обсуждение документального фильма «Виктор Астафьев. Весёлый солдат».
писатель Виктор Петрович Астафьев
Разговоры о войне в период празднования 70-летия Победы - обычное дело. Но чаще всего это они сводятся к прославлению воинов победителей и превозношению полководцев.
У нас получился далеко не простой разговор. Безумные факты, которые с пугающей натуралистичностью описывает Виктор Петрович, - совсем не то, что мы привыкли слышать о войне и тем более о победе. Поэтому звучали высказывания о том, что была и другая, «хорошая» сторона войны, и говорить, что всё было страшно и трагично, может и не стоит...
Самое сильное впечатление на Астафьева произвело форсирование Днепра. Вот что он вспоминает: «Двадцять пять тысяч воинов входит в воду, а выходит на том берегу три тысячи, максимум пять. И через пять-шесть дней все погибшие всплывают. И это только на одном участке. Представляете?».
Click to view
Да, такое невозможно забыть. Мы вспомнили о том, что многие ветераны, в своих рассказах о войне, почти не упоминали каких-то особенно тяжелых моментов, тех, которые никак не красят ни военное начальство, ни рядовых солдат. И это молчание понятно. Всегда не хочется воскрешать в памяти какие-то страшные картины из прошлого, показывать своим детям и внукам всю безобразность, некрасивость войны, учитывая еще и то, что многие годы советской власти мы видели примеры обратного.
Чего стоят многочисленные фильмы того периода! А разрушать уже устоявшиеся образы - всегда дело неблагодарное. Но у Виктора Астафьева на этот счет свое особое мнение. Он считает, что уклонение от правды и замалчивание многих вопиющих эпизодов той страшной войны неизбежно приведёт к новым войнам. Да, собственно, мы это уже и видим.
Победы в таких войнах - это просто заваливание врага трупами. Вот цена победы.
Но есть у него и некоторые светлые нотки. Виктор Петрович вспоминает, как в самые тяжелые моменты в бою, когда всё вокруг гремит и взрывается, самые закоренелые безбожники и атеисты начинают молиться. В такие минуты не остаётся никого, кто не взывал бы к Богу о помощи. Вот как перед лицом смерти мгновенно прорывается сквозь скорлупу неверия образ Божий в человеке. Остаётся только надеяться, что в людях, если они выйдут из этой мясорубки живыми и доживут всё-таки до победы, навсегда останется память о Боге, которая так необходима была в страшном бою, когда кто-то впервые произнёс: «Боженька, Помоги!».
Максим Пудовиков
православное братство во имя преподобного Силуана Афонского
г. Воронеж
Click to view