Чтобы собраться и почитать стихи - особого повода не нужно, однако он может задать тон поэтической встрече. 27 декабря исполнилось 75 лет со дня трагической гибели Осипа Мандельштама, что и явилось поводом для устроения вечера, посвященного памяти поэта. Воронежское отделение Союза российских писателей и малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского собрали своих друзей в конференц-зале Дома актера, чтобы поделиться стихами, прикоснуться к судьбе Мандельштама и, тем самым, постараться воскресить живое слово поэта, память о нем.
Названием встречи стала мандельштамовская строка из стихотворения памяти Андрея Белого: «Не бумажные дести, а вести спасают людей»*. Именно к ее содержанию обратилась Галина Умывакина, поэт, председатель воронежского регионального отделения Союза российских писателей, в своем вступительном слове, говоря о том, насколько непросто для современного человека научиться жить, преодолевая потребительский дух «мира сего». Поэзия Мандельштама может научить такому преодолению.
Сама судьба поэта со всеми ее трагическими перипетиями, отражающими историю нашей страны в двадцатом веке, его творчество, сложный и таинственно прекрасный язык его поэзии, призывают самим своим существованием совершать непрестанное усилие мысли и духа.
На протяжении всей встречи звучали стихотворения Мандельштама в исполнении воронежских поэтов и братчиков; сочинения воронежских поэтов, посвященные Осипу Эмильевичу (Галины Умывакиной, Аркадия Прессмана, Юлии Саниной, Валентина Нервина), переводы на украинский язык Ларисы Олениной.
Фрагменты литературных, видео- и аудиоматериалов, показанные в течение вечера подтвердили знаменитую характеристику Мандельштама, данную им самому себе - «всех живущих прижизненный друг». И сами материалы, и творчество создавших их людей, связаны с личностью Мандельштама, с его судьбой, стихами, прозой...
Гости вечера увидели эпизоды из видеофильма, сделанного преподавателями университета во время торжественного открытия памятника поэту (2008 г., автор - скульптор Лазарь Гадаев). В инициативную группу по его установлению в Воронеже входила Галина Умывакина. «Мандельштама здесь мало. Это памятник всем невинно убиенным в год репрессий» - свидетельствовала Галина Митрофановна, которую поддержали поэт Юрий Кублановский, председатель Мандельштамовского общества Павел Нерлер и др.
Поэт и писатель
Виталий Шенталинский, недавно побывавший в Воронеже, на этот раз предстал перед воронежцами в роли ведущего в документальном фильме, снятом голландским телевидением. Фильм посвящен репрессированным русским литераторам. Раздел о Мандельштаме повествует о ссыльных годах поэта, - после прочтения в узком кругу стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны», - и о последних днях его жизни.
Еще один эксклюзивный видеофрагмент, который был представлен на вечере, - заключительный эпизод из спектакля «Мандельштам» (режиссер - М.В. Бычков, автор идеи - Г.М. Умывакина; 2008 г.): «Стихи о неизвестном солдате»**. Преамбулой к одному из наиболее сложных и гениальных произведений поэта на встрече в Доме актера стали несколько абзацев, взятых из замечательной статьи Ольги Седаковой «Узел жизни в котором мы узнаны», посвященной русской поэзии 1930-40-х годов как духовному опыту. «В мандельштамовском случае поэзия приходит, как к своему пределу, к грандиозному и величественному празднику, вселенскому Событию (финал “Неизвестного солдата”), созвучному образности пророческих книг. Ахматовская общая “мораль” могла бы быть выражена так: Ничто не исчезает, “У Бога мертвых нет”. Мандельштамовская: Все еще не есть, но будет - и будет вечно будущим и обещающим. “И все, что будет, только обещанье”».
Вечер, посвященный Осипу Мандельштаму, стал точкой отнюдь не внешнего собирания людей, как присутствовавших на нем, так и находящихся в других городах и временах. Главное же, он стал смиренным усилием прислушаться к той вести, которую несут в себе стихи поэта, путь его жизни, бережно хранимая память о нем. Память о человеке, который посреди отчаяния и нищеты посмел дерзновенно и жертвенно заявить о себе как о «прижизненным друге» всем живущим.
---------------------------------------------------------------------
* «Н. Я. Мандельштам писала, что этими стихами Мандельштам «отпевал не только Белого, но и себя, и даже сказал мне об этом: он ведь предчувствовал, как его бросят в яму без всякого поминального слова…» Осип Мандельштам. Сочинения в двух томах. Том первый. М., «Художественная литература», 1990. С. 535.
** В основе спектакля - стихи Мандельштама, его письма в годы воронежской ссылки, монологи советского критика - собирательный образ, созданный исходя из клеветнических статей, взятых в периодической печати времен 30-х годов.