Снова про Сагайдачного и взятие Ельца в 1618 году

Jan 22, 2020 23:24



Давно известно, что "историческая политика" может существенно корректировать историческую память, что отдается даже во времена когда условия требовавшие "определенного взгляда" давно поменялись, но сами "взгляды" укоренились и меняются с большим скрипом.
  Вот,к примеру, были в советской историографии темы которые не то что бы находились под запретом, просто на них старались лишний раз не обращать внимания и вообще особо не выпячивать. И поэтому если запорожским казакам полагалось денно и нощно стремится к "воссоединению" с восточными соседями то и эпизоды участия их в война Речи Посполитой против Руского царства на стороне последней, особенно в популярной литературе, периодически задвигали на второй план или вообще затушевывали.
    Доходило до совсем забавных явлений - взглянем на отрывок из изданной в 1982 году "Истории УССР"


как видим ни слова о марше Сагайдачного на Москву а концовка так вообще умиляет)
В этом блоге, по тегу -"Сагайдачный 1618", уже писалось про то, что в Ельце проходит ежегодный реконструкторский фестиваль "Елецкий набат" как раз посвященный обороне города от казаков Сагайдачного (в позапрошлом год как раз 400 летие было). И что самое любопытное тут - смотрю я ролики с последнего фестиваля и складывается у меня впечатление, что организаторы как могут стараются сместить акцент с факта, что город захватили именно запорожцы.

image Click to view


На 0:53 слышим как реконструктор обещает, что зрители увидят штурм который осуществлял:"- Сагайдачный со своими наемниками европейскими". А на 1:44 другой реконструктор, отвечающий за воссоздание городских укреплений, говорит, что на них: "- русские будут отбиваться от европейцев" (да, именно так и сказал).
   Все действо можно увидеть здесь:

image Click to view


Слышим как ведущий называет штурмующих "наемниками", "польско-литовскими бандитами", "шляхтичами", - у неосведомленного зрителя, наверное, могло сложиться мнение, что Сагайдачный командовал европейскими наемниками и шляхтичами)
   Самое интересное, что не смотря на то что память о нашествии Сагайдачного у жителей Ельца сохранилась до 19 века, попытка так сказать "затереть" причастность казаков предпринималась уже тогда. Есть в городе старинная часовня с вот таким посвящением


тем не менее существует мнение, что Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г. Первое документальное упоминание о часовне в память павших ельчан, как размещавшейся на этом месте и принадлежащей Никольской богадельне, относится к 1691 г.: "Богадельня Никольская. Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора, а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем. А в той часовне образы ... строение богадельницких нищих, а по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище". Эта запись в писцовой книге подтверждает, что часовня была выстроена над братской могилой ельчан, но упоминается здесь, скорее всего, разорение Ельца гетманом Конашевичем-Сагайдачным, сжёгшим город и убившим всех его защитников в 1618 г., в то время как военный гарнизон выступил из Ельца в Калугу для защиты её от литовских войск. Поскольку Елец как город не существовал с 1414 г. до своего нового строительства в 1591 г., маловероятно, чтобы на запустевших местах могла в течение почти двух веков сохраняться память о захоронении ельчан, погибших в 1395 г. Существующая ныне возле Вознесенского собора самая знаменитая каменная часовня Ельца построена 23 июля 1801 г. старанием Анисима Родионовича Лопухина на месте холма над братской могилой, на которой стоял дубовый крест, помещённый в XVII в. в деревянную часовню. Внутри часовни на стене надпись: "Божию милостию сия часовня вхожия Вознесения Господня и Чудотворца Николая и Димитрия Ростовского, построена над посечёнными христианами, от безбожнаго царя Тимир Аксака. Собраны и положены в труп. И для того сей Честный Крест сооружён древних лет, а отстроена старанием Анисима Родионова сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня". В середине XIX в. при устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.
Хотя, допускаю, что версию с жертвами нашествия Тамерлана придумали просто "для солидности".

rzeczpospolita, Сагайдачный 1618, государство и народ

Previous post Next post
Up