На фейсбук-странице волгоградского исследователя
В.Гусева нашел описание интересного эпизода Смоленской войны, ярко характеризирующий суровые нравы 17 века:
"17 ноября да 22 ноября 1633 г. вышли из Литвы с повинною "на государево имя" несколько десятков изменников - яицких казаков, донской казак да несколько бывших солдат - "кормовых детей боярских".
Пришли они с Яика,
стояли под Смоленском
"с государевыми полками". Но начался голод и стали казаки из под Смоленска бегать "человека по 2 и по 3 и по 5 и по 6 и больше избиралися в Смоленском уезде за 40 верст от Смоленска в волости в Корсаковщине, и собралось их донских и яицких и кормовых казаков с 700 ч. и в 141-м году перед Николиным Днем Вешним отобралося их с атаманом с Ывашком Аристовым с 80 ч. пошли к Балашу в Болашово войско, а иные хотели проходить на Дон".
Но в 3 верстах от Рословля "на реке на Остреи, и на них посылал рославской воевода князь Дмитрей Сеитов государевых ратных людей и их многих побили, а иные в реке перетонули".
Что им было далее делать? Идти снова на службу к царю побоялись, и не нашли ничего лучшего, как изменить и уйти в стан противника - к королю. Собралось "их руских всяких людей в Кричеве 140 ч." И за это литовские люди их наградили - послали их в Красное к пану к Меделянскому, Меделянской дал им по 3 рубли человекe, да королевских денег дал им по 5 рублев человеку, и были они с королем и с королевичем, и з гетманы по Смоленском недель з 20 и больши, а держали де их в обозе".
Поначалу им не доверяли, поэтому в обозе и держали. Но тут им встретился "черкаской полковник... а прозвище Вечовка", с которым они были знакомы еще на Дону - "потому что они зналися с ним на Дону"(!), и он поручился за "руских казаков". (А как позднее оказалось - ЗРЯ!).
Вечовка взял их на поруки, и со своими 140 запорожскими казаками и "рускими казаками" в количестве 60 ч." двинули в Серпейской уезд.
В это время, как оказалось, у короля ничем особым разжиться казаки и не могли, в королевских таборах итак было несладко: хлеб стоил дорого, "А пешие люди, литва, гайдуки и немцы едят кобылятину. И били челом королю о заслуженых грошах, и король им гроши не дал, а говорил им, чтоб они подождали".
Поэтому, когда ехали вместе с запорожцами, начали размышлять, "как бы им вину свою к государю принесть, над литовскими людьми учинить промысл и ехать к государю к Москве с службою."
"И как пришли в Серпейской уезд в Деменскую волость и, розделясь в деревни Таркве, осталось черкас с 50 ч., да их товарыщей руских казаков 35 ч." Расселились по домам. Запорожцы, полагаю "по-братски - так свои же теперь", поделились лежанками. И на "3-ю ночь" в 3 избах стали "руские казаки" резать ночевавших с ними же запорожских казаков. "Человек с 40 побили", но к остальным прибежала подмога, "и их розогнали". Потом группами и по одиночке пробирались обратно "к государю". Только с атаманом Черноярцем и есаулом Сазаном пришло 25 человек.
А декабре 1633 г. государь "указал тех казаков атамана ... Черноярца и ... Ондрюшку Созана с товарыщи за их воровство и за измену послати жить в сибирские городы, и устроить служить, в какую пригодитца". Причем добавлено, что "послати на житье в самые в сибирские в дальние городки человека по два, по три и по пяти ...а покаместа их устроят, и им велети указать корму, чем им сытым быть, а в Розряде по государеву указу давано им на корм: атаману и есаулу по четыре деньги на день, казаком по три деньги на день."