В прошлом году Предводитель Стерхов и Ловец Невиданных Щук вернул статью «Клевета» в Уголовный кодекс. Медийное сообщество протестовало, но многие люди, далекие от темы - в том числе и юристы - искренне удивлялись недовольству журналистов. В чем, казалось бы, проблема? Пиши честно, проверяй информацию, и никто тебя на скамью подсудимых не потащит. Ниже - пример того, как соблюдение указанных правил ничего журналисту не гарантирует.
Позавчера в Абакане завершился суд над известным хакасским журналистом-расследователем, редактором интернет-журнала «Новый фокус» Михаилом Афанасьевым. Вся история кратко
описана тут.
Технология, как видим, проста. Менты попытались нажать на журналиста, который мешался под ногами, по административке, сфабриковав липовое правонарушение. Но в суде их ожидал фэйл - женщина отказалась подтверждать их вранье. Не помог и авторитет полковника.
Журналист всю эту историю описывает, называя полкана лжецом. Тот мчится в СК с заявлением, там радостно возбуждают дело аж по двум статьям. Параллельно находят «экспертов по вызову», которые высасывают из пальца лингвистическую экспертизу - такую, какая нужна обвинению.
В нашем случае эта история - со счастливым концом. Судья оказалась не зависимой от абаканских полицаев. Она выкинула экспертизу как ненадлежащую и журналиста оправдала. Но эта независимость - редкий случай. А схема расправы над журналистом, который у хакасских ментов как кость в горле - классическая и легко воспроизводимая.
Кстати, об экспертах. Имена тех, кто лепят некачественные, безграмотные (не будем бездоказательно утверждать, что заказные) экспертизы чаще всего остается в тени. Это, я считаю, несправедливо. Страна должна знать своих героев. А то у нас позорят следствие, прокуроров, сулей, а эти серые мышки сидят себе тихо и ни за что не отвечают. Хотя именно на их работах и строят потом обвинения.
Так вот, лингвистическую экспертизу, которую представило обвинение и которую суд счел ненадлежащим доказательством, провела учитель русского языка и литературы Ольга Ридер.