Вот в очередной раз встретил мнение, что в Российской Империи в 1914-1917 году все с авиацией было если не отлично, то хотя бы хорошо:
https://t.me/rusengineer/5174 В тексте довольно много цифр, и неплохо подобранных, создающих впечатление, что вплоть до 1917 года все было в принципе неплохо. Но… Сразу бросается в глаза - а почему нет вообще никакой статистики по Великобритании, которая тоже входила в число союзников по Антанте? А все потому, что если посчитать выпуск самолетов даже одного производителя - то охуеют все (циферки беру из Википедии):
Сопвич «полуторастоечный» - 5939
Сопвич «Pup» - 1796
Сопвич «Camel» - 5490
Итого - более 13 тысяч самолетов, и это только массово производившиеся модели одного из многих производителей! А что в России? Как-то в качестве примера дореволюционной авиапромышленности привели завод «Дукс» - велосипедную фабрику, строившую по лицензии и не только разнообразные варианты Ньюпоров и Фарманов. Все та же Википедия с некоторым оттенком гордости сообщает, что
В годы Первой мировой войны Военному ведомству России было сдано 1 569 самолётов и гидропланов. В 1917 году завод выпускал до 60-70 аэропланов ежемесячно, став одним из крупнейших производителей аэропланов в России. Всего в 1910-1917 годах «Дукс» построил более 1 750 самолётов разных моделей - это треть от всех построенных в то время в России.
Если 1750 самолетов - это «треть от всех построенных» - то общее число самолетов, выпущенных в России в 1910-1917 годах уступает даже тиражу одной-единственной удачной модели Сопвича. Это «мощная и развитая промышленность»? Нет, это несколько мелких предприятий по лицензионной сборке иностранных моделей, типа того же «Дукса», причем страдавших от отсутствия поставок «критических» компонент. Собственно, по первой ссылке дефицит двигателей тоже упоминается, как и зависимость от импортных поставок, но акцент на ней не делается.
PS А теперь примерьте написанное выше на отечественных «дроностроителей», которые
с гордостью заявляют о том, что созданные ими производственные и технические решения надо массово тиражировать.
Запись опубликована в
блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии
там или в ЖЖ.