Продолжу набрасывать про образование

Jul 31, 2024 08:42


Прочитал на днях в «Зоопарке из слоновой кости» страшилку про то, что айтишечка забирает лучших из других отраслей, там комментировать лень, так что продолжу страшилками у себя - уже сейчас у нас сложилась катастрофа с выпускниками «инженерных» специальностей, а на горизонте нескольких лет немалую часть «высокотехнологичных» отраслей у нас можно будет хоронить или завозить индусов. Собственно, почему? Некоторое время назад я поставил эксперимент - подсунул выпускнику МЭИ (23 место в рейтинге RAEX, что для технического ВУЗа вроде бы вполне достойно) вот этот Application Note фирмы Texas Instruments с заданием пересчитать приведенные там формулы для немного других исходных данных:

https://www.ti.com/lit/an/snva790a/snva790a.pdf

Да, документ по ссылке ужасен - как минимум в нем есть одна существенная ошибка и масса «неаккуратностей», например, когда в двух соседних формулах одним символом обозначают максимальное и минимальное значения некоторого параметра, но в общем от выпускника профильной специальности хотелось бы ожидать, что он с расчетами справится. Но… Сколько времени и правок потребовалось, чтобы от расчетов перейти к изготовлению прототипа этого блока питания? По моим подсчетам - не меньше месяца (!), при том, что с первого раза были допущены все возможные и невозможные косяки.

Говоря проще, в этом эпизоде юный дипломированный инженер продемонстрировал полнейшую профнепригодность, а что еще страшнее - собственно «инженерных» навыков, которым человека учили четыре года, тут в целом и не требуется, с задачей справилась бы аккуратная и исполнительная девочка-старшеклассница. И тут мы вплотную подходим к самому ужасному - корни проблемы растут еще из школы. Давайте посмотрим баллы ЕГЭ на профильные факультеты МЭИ?

https://mpei.ru/Admission/Bachelor/Pages/passing_scores.aspx

Средний балл 71,6 на специальности 11.03.04 - это, в общем, и есть индикатор той самой катастрофы. Поясню на примере ЕГЭ по математике - его структура мне знакома чуть лучше. На ~60 баллов достаточно правильно решить все задания «с кратким ответом». Методика подготовки к ним довольно проста и заключается в «надрачивании» - у каждой задачи есть несколько вариаций (можно посмотреть в «открытом банке заданий»), необходимо:

- заучить нужную формулу или последовательность действий для каждого из вариантов;
- на экзамене опознать попавшийся вариант задачи;
- применить успешно заученную формулу;
- ???
- PROFIT!

Чтобы получить побольше, в диапазоне от 60 до 80 баллов, надо решить еще 2-3 задачи «с развернутым ответом». Пользуясь той же методикой подготовки, можно заучить алгоритм решения уравнений, неравенств и «задачи на кредит» (по сложности она уступает остальным в этой части, требует громоздких вычислений, и добавлена скорее как «задача с практическим содержанием» - но решается полностью «механически» по простому алгоритму). 70 баллов - это, скорее всего, хорошо «алгоритмизуемые» уравнение и «задача на кредит» - что соответствует по сложности первому заданию в «традиционном» вступительном экзамене (и скажем прямо, с такими знаниями «тогда» можно было расчитывать разве что на «тройку»).

А знаете, между прочим, что вызывает сложности даже при таком устройстве экзамена? Одна из традиционно «малорешаемых» вещей - это задача, которую иногда называют «псевдофизикой» - написан абзац текста, какая-то формула, надо подставить значения и получить ответ (сравните, кстати, с документом Texas Instruments!) - вот что-нибудь такое, к примеру:




Кажется, много говорит о фактических способностях среднего абитуриента.

Вернемся к структуре варианта ЕГЭ по математике. Что нам говорят проходные баллы на «неайтишные» инженерные специальности? Что туда идут люди, подготовка которых явно недостаточна для того, чтобы воспринимать математику в необходимом для технического ВУЗа объеме - вся «содержательная» часть школьной математики (в ЕГЭ это геометрия в разных видах и «задача с параметром») при подготовке были намеренно выкинуты. Курс матанализа в первом-втором семестрах, конечно, отсеивает некоторых - но многие продолжают учиться с «хвостами» (а некоторые ВУЗы пожиже даже этим пользуются с всякого рода «платными повторами»). Но готов ли с трудом сдавший матан на «тройку» студент воспринимать всякие насыщенные формулами ТОЭ, сопромат и тому подобные дисциплины? Они и раньше считались сложными - а теперь и вовсе превращаются в что-то невозможное.

Между прочим, средний балл около 70 на инженерные специальности - это прямо даже неплохо, это уровень хороших московских ВУЗов, средний провинциальный политех довольствуется контингентом, с трудом сдающим тот же экзамен баллов на 50.

Куда, кстати, идут абитуриенты с хорошими баллами ЕГЭ? За исключением буквально двух-трех «топовых» вузов, с приличным конкурсом на все специальности, средний балл 80 и более наблюдается в двух случаях - либо «экономические», либо «айтишные» специальности (и как объединение этих двух крайностей - упомяну «бизнес-информатику»). Будущие инженеры, будем говорить честно, математику не знают в принципе и по большому счету, к изучению профильных дисциплин вообще не готовы. Что получается на выходе - понятно из первых абзацев.

Если это еще не катастрофа - то давайте подождем еще несколько лет.

Запись опубликована в блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии там или в ЖЖ.
Previous post Next post
Up