Хочу “добить” один из старых “долгов” и рассказать про книжку The Airmen Who Would Not Die Джона Фуллера - тем более, что я рассказывал о ней некоторым своим читателям, а в комментариях у
alex_avr2 даже
излагал некоторые свои мысли по поводу нее.
Собственно, ее краткое содержание в рунете (скорее всего, позаимствованное из книги “
От тайны к тайне” некоего Алексея Приймы) распространено куда шире, чем любое другое описание катастрофы R101. Правда, этим автор не ограничивается - начиная рассказ о “летчиках, которые не погибли” с менее известной катастрофы - исчезновения самолета Endeavour при попытке перелета через Атлантику. Экипаж Уолтера Хинчлиффа и “Гордона Синклера” пытался установить сразу два “рекорда” - совершить первый перелет на самолете через Северную Атлантику в направлении с востока на запад (каждое слово здесь имеет значение - об
истории трансатлантических перелетов я писал неделю назад) и совершить первый трансатлантический перелет с участием женщины - под именем “Гордона Синклера” летела Элси Маккей, энтузиастка авиации и наследница лорда Инчкейпа. Взлетев с аэродрома Кранвелл 13 марта 1928 года, их самолет пролетел над Ирландией и бесследно исчез над Атлантикой.
После этого некая любительница спиритизма, миссис Беатрис Эрл, получила с помощью “говорящей доски” несколько сообщений якобы от Хинчлиффа, где тот просил связаться с его женой. Она сообщила об этом не только миссис Хинчлифф, но и Артуру Конан Дойлу, большому энтузиасту спиритизма, после чего было проведено несколько спиритических сеансов с участием известного медиума Эйлин Гарретт - во время которых “Хинчлифф” рассказывал о некоторых общеизвестных или очевидных деталях полета и просил сообщить жене. Эмили Хинчлифф, получив письма от Эрл и Конан Дойла, связалась с Эйлин Гарретт и даже стенографировала спиритические сеансы со своим погибшим мужем - где тот сообщал довольно много подробностей как технического, так и личного плана - например, в каком ящике стола искать какие-либо необходимые документы.
Во время одного из этих сеансов “Хинчлифф” попросил сообщить своему другу Джонстону, штурману дирижабля R101, о некоторых технических проблемах. На этом, собственно, история с Хинчлиффом в книге заканчивается и происходит плавный переход к истории R101 - с довольно детальным и аккуратным изложением событий. Чего-то сенсационного или неизвестного тут нет, да и вообще - разные авторы тут могут отличаться лишь подчеркиванием тех или иных моментов, в зависимости от того, как они оценивают те или иные из многочисленных приведших к катастрофе факторов. Интересно, что в обширном списке литературы в конце книги (куда включены даже груды Гейзенберга по
квантовой механике!) совсем не упоминается “классика”, описывающая катастрофу R101 -
The Millionth Chance Джеймса Лизора - хотя она упоминается в тексте, да и вообще - описанные версии событий очень сильно перекликаются.
Но вот в изложении событий после 5 октября 1931 года Фуллер возвращается к спиритизму. 7 октября, спустя всего два дня после крушения R101 во Франции, во время попытки вызвать дух все того же Конан Дойла для “научных целей” - то есть исследовании спиритизма в “Национальной лаборатории психических исследований” некоего Гарри Прайса, при участии все той же Эйлин Гарретт, вместо ожидаемого Конан Дойла “явился” некто Ирвинг или Ирвин, начавший рассказывать что-то весьма странное, но явно имевшее отношение к разбившемуся дирижаблю.
По большому счету, “рассказ” Ирвина (видимо, это должен был быть дух командира R101 Герберта Кармайкла Ирвина) - это бессвязный набор слов, имеющих отношение к технике. Чего стоит, к примеру, вот такое:
It had been known to me on many occasions that the bore capacity was entirely inadequate to the volume of structure. This I had placed again and again before the engineer - without being able to enlarge capacity of Diesel twin valve. Had this been interchangeable with larger capacity, we might have made it.
Приведу примерный перевод (попытаюсь сохранить все нелогичности):
Мне много раз было известно, что объем цилиндров совершенно не соответствовал объему конструкции. Я говорил это инженеру много раз - но было невозможно увеличить объем двойных клапанов Дизеля. Если бы они были взаимозаменяемы с большим объемом, у нас могло бы получиться.
Согласитесь, что сложно воспринимать всерьез что-то в таком духе - но об этом спиритическом сеансе узнал майор Оливье Виллирс, один из членов комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения. Виллирс провел несколько сеансов с Эйлин Гарретт, тщательно стенографируя их - и ему удалось “побеседовать” с куда большим числом офицеров и пассажиров погибшего дирижабля. Это были все тот же Ирвин, “Скотти” (видимо, Джордж Герберт Скотт, руководитель разработки R100 и R101), Колмор (Реджинальд Колмор, проектировщик R101), “Бранкс” (сэр Сефтон Бранкер, директор гражданской авиации, пассажир R101), “Джонни” (Эрнест Джонстон, штурман R101) и Ноэль Атерстоун (старший помощник на R101). В отличие от сеанса, который проводил Прайс, Виллирсу удалось записать множество технических подробностей - а Колмор “рассказал” ему о записных книжках, в которых могли быть важные для расследования подробности. Правда, Виллирсу так и не удалось найти эти записи в кабинете Колмора, несмотря на подробные указания, где они должны находиться.
Но именно спиритические сеансы, подробно описанные в этой книге, делают ее намного интереснее сухого изложения событий
Лизора или
Мейсфилда. Обсуждать, скажем, преимущества дизельных двигателей на дирижаблях, можно только со специалистом в этой области (хотя специальность “инженер-проектировщик дирижаблей” уже внесли в “Атлас новых профессий”, как
сообщает st-fuodoroff). А вот поговорить о спиритизме или “жизни после смерти” можно и просто в хорошей компании.
Некоторой проблемой для меня стало то, что я придерживаюсь в целом материалистических взглядов, а к спиритизму отношусь вообще крайне скептически. Проще всего было бы объявить весь описанный в книге спиритизм выдумкой - но как-то тяжело отбрасывать фразу “No material in this book has been fictionalized” - мол, все правда, только правда и ничего кроме правды. Более того, для этого пришлось бы признать майора Королевских ВВС Оливье Виллирса, тщательно стенографировавшего спиритические сеансы, обманщиком или идиотом - а ни тех, ни других в Королевских ВВС не держат.
Но я хотел бы обратить внимание на другое. И в случае с Хинчлиффом, и в случае с R101 подробности, да еще и застенографированные, раскрывались в присутствии людей, хорошо знавших “духов” (Виллирс был знаком со многими из членов экипажа R101). Более того, эти же люди и записывали беседы. Когда же сеанс проводили медиумы, знавшие о событиях из газет - то деталей и подробностей не было, зато встречались шедевры типа “объема двойных клапанов Дизеля”. Собственно, предположение о том, что Беатрис Эрл и Эйлин Гарретт просто пересказывали сведения из газет в книге неявно высказывается - и тут же опровергается, мол, женщины не разбираются в технических вопросах и вряд ли могут довольно бегло рассказывать о свечах зажигания и клапанах. Более того, если верить книжке, то Гарретт никогда не интересовалась газетными статьями, где рассказывалось об R101 (а они были, причем далеко не всегда в радужных тонах - Фуллер упоминает, что некоторые газеты не упускали шанса рассказать о технических проблемах дирижабля). Но состояние транса - штука загадочная, многие в нем вспоминают то, что видели всего раз в жизни краем глаза, а что касается женщин и техники - то я сам был свидетелем того, как девушка после бокала вина могла вполне бегло и разумно рассуждать об особенностях электронной системы управления двигателем Nissan Skyline. После этого я вполне верю, что медиум в трансе вам и не такое расскажет.
Объяснить же спиритические сеансы с участием Эмили Хинчлифф и Оливье Виллирса в некотором смысле еще проще - в сущности, никакой медиум им был не нужен. Впадая в такой же транс (говорят, правда, что “коллективно”, да еще и в подходящей обстановке, это сделать проще), они начинали “копаться” в своих же воспоминаниях. Именно поэтому, например, Бранкер в записях Виллирса получился “совсем как живой” - со своими характерными выражениями и даже беседой о некоторых мелочах “private life”, которые Виллирс тактично не включил в свои записи. Бранкер был непосредственным начальником Виллирса в министерстве авиации - поэтому Виллирс знал его намного лучше, чем остальных погибших в катастрофе R101. О других “духах”, разговоры с которыми конспектировал Виллирс, сказать “как живой” немного сложнее.
В общем, предостережение “Если вы не верите в жизнь после смерти - не покупайте эту книгу!” на задней обложке в моем случае оказалось бесполезным. Как мне кажется, я нашел довольно простое и в меру “материалистическое” объяснение произошедшему - хотя все равно оставлю открытым поставленный в комментариях у
alex_avr2 вопрос - существует ли личность человека только сама по себе, или же в том числе и в воспоминаниях о нем (возможно, “бессознательных”), и можно ли такое существование назвать “жизнью после смерти”?
Запись опубликована в
блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии
там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).