Как я люблю повторять за Джакомо Казановой, бойтесь того, кто прочитал всего одну книгу. Особенно следует бояться, если этот кто-то спешит применить свои знания на практике и через это осчастливить человечество. К счастью, “Капитал” Маркса вышел из моды, так что бояться приходится менее страшных персонажей, чем ливаруцанеры-террористы - например,
урбанистов-любителей.
В прошлом году, когда это движение впервые проявило себя в ЖЖ, его “библией” и синонимом “мировой транспортной науки” стала книга Вукана Вучика “Транспорт в городах, удобных для жизни”. В этом году все шансы на превращение в таковую имеет книжка Traffic: Why we drive the way we do, или в русском переводе - “Трафик. Психология поведения на дорогах” американского журналиста Тома Вандербильта. Во всяком случае, уже циркулируют ссылки на
пост-рецензию (а точнее, аккуратный пересказ)
prometa, а модное хипстерское издательство “Манн, Иванов и Фербер” подготовило издание
перевода.
Я не отрицаю, что неспециалисту в каком-либо вопросе очень сложно критически подойти к книге на совершенно новую для него тему. Соответственно, вместо рецензии обычно получается пересказ. Я и сам этим неоднократно грешил, и ничего плохого в этом не вижу. Хуже другое - когда эту единственную книгу объявляют “библией” и пытаются всюду применять рецепты из нее. Особенно этим поражают пресловутые “урбанисты”. Из научно-популярной книжки (типа серии “Эврика”, если кто такое помнит) делается символ “мировой транспортной науки”. Более того - для тех, кто не может осилить не очень большую книгу, разнообразные “Городские проекты” делают конспекты избранных мест - причем достаточно тенденциозно подобранных. Большим плюсом книги Вучика является то, что из нее можно нарвать цитат “на все случаи жизни” - и даже противоречащих деятельности “Городских проектов”.
Вполне возможно, что такая же судьба “великого откровения” ждет и “Трафик”. Тут есть все предпосылки - и ненапряжный текст, состоящий из описания известных “психологических экспериментов”, разбавленных “срывом покровов”, и какие-то “универсальные советы на все случаи жизни”, и популярная тематика, и рекламная кампания на хипстерских сайтах. Кстати, Вандербильта уже называют (в
рецензии Psychologies) “специалистом в области дизайна, культуры и техники” - хотя он всего-навсего обычный американский журналист.
Запись опубликована в
блоге Шуры Люберецкого. Вы можете оставлять свои комментарии
там, используя свое имя пользователя из ЖЖ (вход по OpenID).