Я рискую впасть в избыточные обобщения и заезженные клише, Нут так «волков бояться - не пить в лесу шампаскова»
Итак, древняя храмовая архитектура, оттолкнувшись от простых античных государственных (базильных) базилик начала формировать что-то своё. Эдакое. Примерно так же формировался канон иконописный из простых (и не очень) античных фресок. В результате получилось нечто лаконичное вертикально-ориентированное. То, что православные на Руси называют теперь «небом на земле». И осуждают при этом католическую готику, которая показывала только устремление маленького человека к далёким огромным Небесам.
Думаю, что в византийскую религиозную серьёзность сильно примешивалось языческое отношение к «местам силы» и капищам. Но это всё-равно был настоящий живой иной мир здесь и сейчас.
внутри примерно так:
Потом в России в храмовую архитектуру пришла сказочность.
Серьёзность религиозных переживаний здесь окончательно перешла в традицию, в куличи-рушники.
Теперь, задним числом понимаешь, что сказка - это не так уж и плохо. Особенно, если это хорошая и настоящая Сказка.
Но тогда это был шаг от непосредственного восприятия духовного, как объективной реальности к доброй и красивой условности.... игре.
Конечно, это узорочье повторяло традиции «гражданских» теремов, но мне видится здесь заимствование того, что сочли красивым, а не превращение храма в госучреждение.
Ну а потом проросшая идея «симфонии» превратила церковь в один из департаментов, в медальку на мундире, в штандарт... И имперский штандарт должен был развеваться величественно и золотоблескуче. И появляется серия безвкусно-величественных дворце-храмов.
Где-то в этих колоннах могла бродить Ксения Петербургская и кричать: "Боженька, ау!"
А заодно в этих храмо-дворцах накрепко прописывается дворцовый этикет, «выезды» и мальчики пажи. Парадно! Имерско!
На том оборвалось. Вместе с империей было разрушено и засыпано где зерном, а где удобрениями...
Потом долгая реставрация и поиск путей.
В основном, перебор старых вариантов. Часто попытка уйти в старину. Взять тот же проект 200 храмов в Москве. Вот и в Курчатове у нас неплохая попытка реконструкции старого стиля:
Но империя некоторым образом возродилась, перестала искать себя в прошлом, перестала откапывать свои корни. Нашла свой стиль. Мистическое противостояние Веельзевулу и геям его. Мы, наконец, связали воедино веру страстотерпца Николая и мощь генералиссимуса Иосифа. Мы на государственном уровне утвердили единственно правильное толкование слов Христа про «нет больше той любви». И когда весь мир будет просто сдыхать мы все пойдём в рай. Левой-левой-левой!
Образом этого рая, нового нашего неба на земле становится новая архитектура.
................................
И часовня вагнеровцев из того же теста:
Добыть фотки интерьера оказалось непросто - только немного видно с отпевания. Лаконично. Металлоконструкции. Столоподсвечники без икон. И можно ходить в кепках. Довольно странно, что все фото внутри сделаны сверху вниз, словно умышленно прячут иконостас, стены и своды.
P.S. Провинциальная храмовая архитектура жила поразнообразней, но часто питалась крохами, падающими со столичного стола. Только не умела выдержать стиль и появлялись одновременно портико-кокошники и т.д.
... и ещё куча допущений и обобщений, но думаю смена парадигмы налицо.
Храм - Теремок - Дворцовая залла - Темпл
..........................
Ага, а вот это планировалось к строительству в Питере с кол-вом куполов по числу лет в юбилее.
Ага, а вот это уже строят в Бутово - храм спортсменов.