Смелые обобщения

Sep 15, 2022 21:03


А куда без них?...
интернет-разговором навеяно...

Гоча (Дарахвелидзе)  некоторое время  работал в мастерской, где я перекантовывался в студенчестве.   Приходил утром, вешал холст на мольберт, закуривал сигарету, наливал стакан кефира и садился в продавленное кресло. Молча выкуривал-выпивал сигарету-кефир, затем вставал и, насвистывая часа за три писал очередных музыкантов.  Потом умер. А я оттуда съехал...

А музыка в живописи мне сегодня вспомнилась совсем по другому поводу.





Если сильно упростить бытиё, то изобразительное искусство и музыка здорово рифмуются.

Искони существовало и фигуративное искусство и нефигуративное.

Фигуративное - картина с домиками  или песня со словами

Нефигуративное - живописные абстракции и «бессловесная» музыка.

......................

Оба вида искусства порождали иногда нечто фоновое, декоративное, не претендующее на священное имя Произведения Искусства.

В музыке были фоновые арфы-дудки на пирах, а в ИЗО были орнаменты, типа таких:



Иногда орнаменты включали в себя кое-что «фигуристое», также как и в музыке попадались «попевки» - частушки... взять многие казачьи песни из разряда «что вижу - то пою»



Но тут параллельно с козлами сохраняются вполне абстрактные штришочки и закорючки на манер песенных русских «ой-ево-ево-е яво-ее»

........................................

Да поправят меня знатоки истории музыки, но насколько я знаю, Серьёзным Явлением сначала стала песня. Оэды, былинные сказители, Вяйнемейнен... позже трубадуры... ритуальные песни и «песни козлов», потом в христианстве хоралы...



И только оттолкнувшись от словесной музыки наши всё-Бах-Гендель-Вивальди увидели самоценность формы.  Теперь музыка стала великой не только как средство донесения слов. Не только, как эмоциональный позвоночник, а сама по себе.  Вивальди - это ещё почти услаждение слуха на балу, но уже почти драма. Бах - умел драму. Они показали, что простое сочетание акустических колебаний могут приближать к Богу (открывать смысл жизни, учить любви, восхищать красотой гармонии.... нужное подчеркуть)

Началась эпоха бессловесной музыки. Словесная не умерла, но осталась немного на задворках. Опера, там, романсы, церковные песнопения, опять же таки...

А потом к началу 20 в бессловесная музыка себя изжила. Пошли эксперименты... Дебюсси, Скрябин, Шёнберг...

И всё...Ну пока всё. Словно бы «всё уже сказано». Еть какие-то попытки метамодерновского возврата в старину, Тен-Хольт, но это совершенно не массово и совсем не эпично.

Зато из сохранившейся на периферии народной словесной музыки повылазили всех сортов блюзы-кантри-джазы-рок-н-роллы... даже реп, где почти не осталось музыки, зато много языка.

..................................

Теперь я попробую запараллелить ИЗО с музыкой.

ИЗО тоже впервые стало Искусством именно в области фигурок и сюжетов. Парадные портреты, посмертные портреты. Статуи для почитания, статуи для красоты. Иконы-иконы-иконы. Снова портреты. Натюрморты-пейзажи и  всё возможное возрождение.

И только после всего этого появляется классическая музыка абстрактное изобразительное искусство. Теперь художники увидели самоценность в формах и пятнах. Как раньше классным сочли простые сочетания акустических волн, теперь признали права волн световых.



Но то ли какие-то объективные причины, то ли неподготовленность зрителя не дали абстрактной живописи той же популярности, как фугам и сонатам.

Надо отметить, что развитие абстрактной музыки пришлось на время достаточно консервативное, неспешное. Теперь традиционализм ушёл в прошлое. теперь все спешат быть новаторами, а лучше, революционерами. И развитие абстрактной живописи пошло по этим стремительным рельсам. Так что, массовый зритель её просто не успел  понять, принять и полюбить. А художник уже всё сказал...

Если я верно уловил параллелизм в развитии музыки и визуального искусства, то можно предположить, что новый всплеск в живописи (хотя бы и компьютерной))) случится снова в области фигуратива. Но новая сюжетная живопись будет отличаться от Айвазовского примерно так же, как Doors от григорианских хоралов.

.....................................................................

........................

Интересно, правда, что судорожный перебор вариантов и крайних форм в музыке был на этапе завершения абстрактной музыки. А переход от «фоновой» абстрактной к «Высокому Искусству» прошёл относительно ровно.

А вот в живописи именно кризис и застой фигуративной живописи породил судорожный перебор всех возможных -измов...  импрессио... куби... дадаи... примитиви... сюрреали...   а абстрактная живопись словно бы расцвела на остриях этих направлений какими-то предельными значениями и почти сразу  угасла вместе со своими авторами.....  возможно это всё из-за изменившейся скорости жизни (см. выше)

...........................................................

.............................

Всё это совершенно не касается китайцев-японцев. Во первых, они с со стародавних пор возвели в ранг Искусства абстрактную музыку. И в ИЗО у них есть интереснейшие направления типа сада камней и каллиграфии. Т. е. они готовы чувствовать гармонию пятен на холсте.   Не исключено, что европейские абстрактные традиции пустят корни на востоке и лет через 200 мы увидим чудные китайские полотна, отдалённо напоминающие Поллока.

музыка, искусство, пишу

Previous post Next post
Up