Про тесто

Aug 30, 2022 23:12






  • Многие «прогрессивные» православные несмело топчутся в начале пути протестантизма. Они задают вопросы о «ризах блещащихся» - саккосах, поручах, набедренниках, камилавках, митрах с крестиком, митрах без крестика… И несмело спрашивают: «Эээ, ребята, а как же сандалии и один чистенький, но недорогой хитон? Как мы от раннехристианских лаконичных белых облачений пришли к этой пестроте? Почему эту пестроту снабдили богословскими костылями и теперь красное - это мученики, голубое - это Богородица, а фиолетовое - это пост?» Если на секунду оторваться от привычки, сделать шаг назад и посмотреть со стороны на все эти переодевания - они напоминают маскарад.

    Глядя на архиерейский собор с лесом богато украшенных митр, невольно вспоминаешь слова ап. Павла: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову». Нет, конечно, тут же найдётся «традиционалист», который успокоит «прогрессивного» православного. Митры и камилавки - это не «покрытая голова», а образ мученических венцов или нимба и славы райской, или… и сова всё сильнее трещит, натягиваясь на глобус.

    Вспомнив эту цитату, невольно вспомнишь и продолжение: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». И задумываешься - что-то давно не видно было пророчествующих женщин. И первохристианские диаконисы куда-то делись. Весь мир идёт по пути медленного, но верного изменения отношения к женщине. Женщина уже может работать за адекватную зарплату, голосовать, претендовать на ребёнка в случае развода. Она может появляться на улице без сопровождения мужа, она может подать в суд в случае побоев со стороны мужа… В светском мире женщина освобождается. А христианство изначально очень высоко поставило женщину по сравнению с ветхозаветным культом, из которого вышло. Невероятное почтение к Марии - матери Христа, равноапостольные, диаконисы… Но теперь диаконисы исчезли. Почему? Уж не потому ли, что власть в церкви захватили монахи? И тут снова цитата про «епископ должен быть одной жены муж» - а какой грязью поливают Филарета именно за его женщину!

    И если начать перебирать - можно вспомнить очень многое. И язык молитв, ставших непонятными «заклинаниями» вместо разговорного обращения к Богу, как было раньше. И разросшиеся до невозможности посты, мечтающие поглотить весь календарь. И повсеместные культы чудотворных икон, мощей, святых источников, святых деревьев, святых пещерок и камушков, песочков-лепесточков-маслиц… И чуднЫе обряды ползания под иконой и одевание на голову святых кастрюль…

    В этом месте обычно даже «консерватор» немного тухнет и начинает бессвязно что-то бубнить про икономию, «церковь - живой организм» и про тень апостола Петра.

    А «прогрессивный» убеждается окончательно - всё поизвращали, понавыдумывали «преданий старцев».

    А «прогрессивный» вспоминает песню Наутилуса:
    «Умершие во сне
    Принимают за веру
    Ненужные муки»,

    Нет, он не уйдёт из церкви, потому что некуда - протестанты-то тоже не айс. Возвращаясь к истокам, они и сами, походу изрядно заплутали. Он не уйдёт, потому что как объяснить свой поиск истоков жене, которая поёт на клиросе? Да и батюшка, к которому ходишь - очень классный, остроумный и одновременно мудрый человек… хотя и ходит иногда в зелёных ризах с набедренником и в камилавке. Куда тут идти?

    Вот в этом грустном месте нужно выйти из своей головы и отправиться во Владимир, зайти на вечернюю (а лучше ночную) службу в удивительный Дмитровский собор. Чтобы монах со свечой на длинной палке зажигал светильники на хоросе.Чтобы отблески свечей выхватывали из темноты изящные лики русско-византийских фресок. Чтобы небольшой, но слаженный хор из четырёх монахов выводил вязь знаменного распева. А лучше, древнерусского многоголосья. Чтобы седой священник в толстых очках и простенькой холщовой фелони вышел кадить. И в полумраке храма неспешно перемещалось бы позвякивание кадильных цепочек и лёгкий запах афонского ладана. В этот момент даже «прогрессивный» православный скажет: «Нет, ну это совсем другое дело. Это хоть и не первохристианская агапа, но тоже ничего… атмосферненько так».

    Оказывается, коробит не так уж и многое. Не пение вообще - а оперные рулады. Не иконы вообще, а идолопоклонство перед ними. Не украшение храма, как таковое, а безвкусное детско-сорочье утыкивание всего золотом и блестючими камушкам. Оказывается, для успокоения не нужно обязательно переезжать из храмов обратно в обеденные залы - достаточно просто убрать иконостас и поставить побольше лавочек и стасидий. Не обязательно снова начинать «молиться и пророчествовать» экспромтом на сцене - достаточно перевести прекрасные древние тексты на прекрасный же русский язык.
    Из всего, что наросло на агапе и апостольских сандалиях за 20 веков - бОльшая часть красива и величественна. И сам факт существования особенных помещений - храмов, заранее написанных текстов - молитв и определённого богослужебного порядка не так уж и коробит. Да, на том ядрышке за 2 тыс. лет вырос большой кристалл или, если угодно, живой организм со своими ушами, ногтями, почками и аппендиксом… перхотью и гастритом…

    Мне кажется, вполне нормально любить взрослый организм а не ностальгировать по эмбриону. Но любить организм и защищать его - это значит ценить его почки, его кожу, его сердце. При этом понимать, что в организме необходимым образом всегда будут скапливаться и моча и каловые массы. Они неприятно пахнут, но мир несовершенен - ничего не поделаешь. Однако, запоры - это вредно. Нужно с лёгкостью расставаться со шлаками, которые в тебе набрались. Не отменять духовенство как таковое, но смело выгонять изредка возникающих сановитых пидорасов за церковные ворота. И потом начисто вытирать эти ворота туалетной бумагой.

    «Охранители-традиционалисты» говорят, что церковьживойорганизм и значит всё, что на ней наросло - части этого организма и надо с ними смиряться… Ну не ангелы мы - летать не умеем… Вот и стандартный прихожанин легко склонен к язычеству, ну а мы, снизойдя к немощи, ему вместо домовых-проказников подсунем список из 20-ти икон богоматери и скажем, какая от чего помогает. Вроде и суеверие, но уже не такое стрёмное, как заговоры и гадания. Компромисс…

    Так вот мне кажется, что концепция живого организма как раз-таки и предполагает, что кроме хорошего на нём будет нарастать и плохое и лишнее. Волосы и ногти - хорошо и полезно, но их нужно постоянно стричь-расчёсывать, подпиливать-убирать заусеницы. То же и с постами и богослужебным уставом и языком. В живом организме, к сожалению, возникают камни на зубах и в почках. И чем дольше тянешь с их удалением, тем сложнее его сделать. Только вот не надо мне говорить, что камни в почках - это тоже часть организма, а раз премудрый Создатель сделал почку такой, значит в этом есть особый смысл…современная наука просто мол не знает тайных, но важных функций, которые выполняют почечные камни. И что глупо идти со своими скудными научными домыслами против Великого Промысла и Замысла, построившего этот дивный сосуд для бессмертной души… бла-бла-бла…

    Нет! Всё просто! Камни надо гнать, на этапе песка!

    И человек, который ратует за искоренение вредных традиций и суеверий, укоренившихся в Церкви - не протестант. Он, на самом деле, вполне себе традиционалист. Просто пытается сберечь хорошие традиции и выполоть вредные.

    Другое дело, что даже среди врачей и биологов нет однозначного мнения насчёт некоторых человеческих запчастей. Всевозможные аппендиксы и гланды, кобчиковые позвонки, мужские соски, третье веко и т.д. Что из этого нужно, но мы ещё не распознали этой пользы? Что вредно и требует превентивного удаления? Что просто бесполезный хлам, доставшийся нам от четвероногих предков? Тут вполне допустимы медицинские дискуссии.
    В церковном сообществе будут разные мнения насчёт полезности-бесполезности-вредности высоких иконостасов, разноцветных риз и монашеского епископата. Но я думаю, что это нормальная, здоровая и вполне даже консервативная позиция - очищать и укреплять те традиции, которые ТЫ считаешь здоровыми и нужными и тушить те традиции, которые ТЫ считаешь вредными и наносными. Потому, что в многоголосном хоре разнообразных авторитетов, противоречащих друг другу, последнее решение остаётся за тобой. И это не гордость - это ответственность.

бывальщина, церква, пишу, философь

Previous post Next post
Up