1. Краткая история картошки

Sep 06, 2021 22:16





Пётр Великий гулял по Голландии и увидел мешок картошки. Попробовал. Вкусная оказалась вещь! Отправлю-ка я тот мешок в Петербург, порадую своих.

Свои порадовались, немного рассадили и в бочонках послали на продажу в Москву и Новгород. К бочонкам прилагалась инструкция по выращиванию, но кто на Руси читает инструкции?! Картошку везли по морозу и ни на еду ни на посев она оказалась не годна. Так и осталась картошечка забавным историческим эпизодом, появляясь иногда на царском столе, да у некоторых энтузиастов.

В это время в Европе полным ходом шло окартофеливание населения. Кто обманом, кто войсками правители насаждали картошку. Откуда такая «забота» о населении? «Небось травят!» - кричали прусские и французские крестьяне, а всё было просто: зерновые, бывшие тогда основой питания, слишком легко поражаются климатическими отклонениями. Зарядили дожди не вовремя, или пришли заморозки не вовремя и хлеб погиб. Весь. А картошка, хоть плохонькая, да будет. Поголодаешь, но не помрёшь.  Правительство не испытывает к народу какой-то особо тёплой любви. Народ - это статистика. Кто играл в стратегии - отлично поймёт. Юнитов должно быть достаточно много, чтобы хватило и на армию и на производство. А когда народ голоден, он слабеет, мрёт, да ещё и посматривает в сторону анархии. Поэтому правительства всех времён стараются людей подкармливать. «Panem et circenses!»



Тем временем окартофеливание России потихоньку продолжалось. Сибирских крестьян обязывали сажать картошку, тех кто отказывался, ссылали... куда бы вы думали?... в Белоруссию! А инструкцию по сборке пюре давно потеряли. Окучивать не умели. И народ время от времени травился позеленевшими на солнце клубнями. А теперь представьте себя красноярским крестьянином, которого власть заставляет сажать ядовитую фигню вместо хлебушка, а за неподчинение отдаёт под суд. И лишают свободы слова. Например, крестьянке П.Марковских в суде было предъявлено обвинение «за распространенiе ложныхъ слуховъ о появленiи изъ картофеля мелкихъ животныхъ гадинъ».

Подрыв устоев, отказ от старины... дело запахло мистикой. То здесь, то там картофель стали звать чёртовым яблоком, а его употребление считать грехом.

Славянофилы смотрели на картофель с большим опасением.  Княгиня Авдотья Голицына  заявляла, что картошка «есть посягательство на русскую национальность, что картофель испортит и желудки, и благочестивые нравы наших искони и богохранимых хлебо- и кашеедов»

И тут гайки стали закручиваться.

Император всея Руси Николай Павлович I решил: картошке - быть!

Сверху был спущен указ - в ряде областей отобрать земли, на которых сеяли хлеб, и отдать под картошку. Какие земли? Сколько? Всё это было невнятно и непроработано. И тут на сцену вышли писари. Эта замечательная категория людей сыграла тут ключевую роль. Писари были из тех же крестьян, только знавшие грамоте. Пользуясь своим положением, они оформляли на себя участки получше и побольше, за оформление бумаг не брезговали потребовать утку, а то и гусика. И носили кафтаны. «Кафтаны сiи сверхъ меры и положенiя обшивали широчайшими серебряными галунами и обсаживали блестящими пуговицами, что придавало имъ вполне видъ «барскiй» и «чиновничiй».

Писари должны были собрать сельские сходы, на которых было бы принято решение о выделении «картофельной» земли, но им оказалось проще подделать подписи всех селян и оформить земли без согласования с ними.

И тут кто-то пустил слух, что под эту переделку земли изменят статус крестьян, при ней приписанной, и из «государственных» отдадут в крепостные «барину». Поймав писарей в обмане на одном, никто не захотел разбираться во втором.

«Писари мир продали!» - крикнул кто-то, и народ кинулся ломать изгороди картофельных плантаций, выкапывать и раскидывать уже высаженные клубни. Писарей хватали и колотили «дрекольями», «истязали» и требовали показать бумаги, по которым они народ продали.

Местное духовенство имело неосторожность не поддержать хлебо- и кашеедов и получило в ответ совершенно «обоснованные» обвинения. Несколько деревень Пермской губернии просили прислать им нового священника, т. к. прежний не поддерживает народ, а следовательно, «перешёл в антихристову веру». Вятские крестьяне открыли, что посадки картошки имеют в конечном счёте цель «перевести в другую веру». Но точку поставили всё же пермяки - это они догадались о наступающей «кончине мира».

И богословское обоснование сразу нашлось:  “картофель есть отрождение того заветного яблока, за которое лишился блаженства первоначальный человек, и что когда оно с проклятиями было брошено на землю, то от него родился картофель и, следовательно, семя сие есть антихристово”.

А что делать с попами - прислужниками адовыми? Колотить! Известно несколько случаев, когда духовенство отсиживалось, заперевшись  в церкви до прихода подмоги.

Единственное требование восставших было: «Чтобы управление над ними было по-старому»

«По старому» случилось, причём в двух вариантах. Сначала, «по старому» пригнали войска и стали палить в толпу картечью. Несколько убитых и несколько десятков раненых успокоили бунтовщиков. Затем было ещё «по старому» -  поиск зачинщиков и избиение их палками и розгами, иногда и до смерти.

Ну и наконец, признав таким экстравагантным образом свою ошибку, Власть повелела отменить принудительную посадку картофеля и сделать «всё по старому».

Теперь было велено объяснять, показывать и премировать послушных. Родные, где ж вы раньше были?!

............................

..................

.......

Вот три кита русского бунта.

1. На уровне центральной власти: глупость, непродуманность указов, отсутствие контроля над выполнением, любовь к силовым методам.

2. На уровне местных чиновников: глупость, желание выслужиться перед начальством и коррупция.

3. На уровне народа: глупость, готовность во всём увидеть злой умысел, грех и конец света и неприятие ничего нового - только «по старому».

Кто мне в этой истории более симпатичен?

Картошка!

.....................................

Чем-то эта история мне напоминает нынешние дни. :(

.....................................

А, нет, не только нынешние... Всего 355 лет назад церковные и светские власти «из лучших побуждений»  решили исправить церковные книги и обычаи. Изменили массу всего. Например, текст Символа Веры, порядок проскомидии, заставляли креститься на новый лад, службы служить по-другому... Мощи Анны Кашинской вынули из гробницы и закопали, объявив, что она больше не святая (т. к. крестилась по старому). Тех, кто не слушался сжигали живьём и предавали другим мучениям. Например, в Соловецком монастыре около пятисот насельников были сожжены, заморожены в проруби, четвертованы и повешены на крюках за рёбра. В Палеостровском монастыре было сожжено более 2000 защитников благочестия. И т.д. и т.п.

Вот уж когда стон стоял. И про конец света стонали и про Антихриста и про гибель Святой Православной Руси... По сравнению с тем концом света, нынешний - просто детский плюшевый вариант.

А спустя 240 лет власти сказали: «извините, что-то мы тогда погорячились».

Кстати, сегодняшние борцы с любыми переменами в Церкви - это прямые наследники той самой ветви православия, которая изменила Символ Веры и уничтожала оппонентов. И ничего, до позапрошлого года это не мешало им жить.

......................................

почитать по теме можно:

Валевский М. С. Волнения крестьян в Зауральской части Пермского края
в 1842-1843 гг.  1879

Деви П. П. Картофельный бунт в Пермской губернии в 1842 году.  1874.

Никонов Б. Картофельный бунт.  1907

Дружинин Н. М. Ответ крестьянства на реформу Киселева. 1957

Н.Д. Мамин-Сибиряк. Хлеб. 1895

глупь, бывальщина, пишу

Previous post Next post
Up