Человек=весы

Sep 13, 2020 10:12


10 Август 2012 @ 14:24

Развивая тему детерминированности поведения...

В моем споре друг другу противостоят два варианта
1. человек=нейрон, человек=весы, человек=броуновская частица
2. в человеке есть душа=свобода=воля=личность

Решение человека=весов принимается по следующему принципу: вся поступающая в организм информация расценивается им, как множество импульсов разной силы и разной направленности. «Обдумывание решения» - это извлечение из памяти всех возможных импульсов по данному делу. Для создания более полной картины. Все эти векторы складываются, и получается «решение» вектор определенной силы и определенного направления.
Складываются материальные выгоды, моральные принципы, гормональные стимулы…



Вот, к примеру, идет всё тот же человек по всё той же улице и видит всё тот же кошелек.
Это человек=весы. Робот.
Приходит сигнал врожденного любопытства - слабый, 3 Волевые Единицы взять.
Сигнал наживы - (у этого человека врожденная жадность) - 5 ВЕ взять
В кошельке явно мало денег - это стимулирует ослабление сигнала жадности на 2 пятых
Но человек в этот момент голоден, а это усиливает жадность в любой области в 2 раза
Сигнал морального запрета - родители внушали, (но не сильно) - 5 ВЕ не брать.
Страх общественного порицания есть - вокруг есть люди (но сигнал этот слаб, т. к. человек этот по своему психическому складу, не сильно завязан на мнение окружающих) - 3 ВЕ не брать
Итог: +3+4-5-3= -1ВЕ не возьмет, думая, что «он так решил».
Но будет колебаться, т. к. импульс результат близок к нулю. Был бы сильный плюс, или сильный минус - колебаний было бы меньше.

Если бы картина была такая: +1+3-2+1-4-1 были бы колебания, но слабые.
Если бы картина была такая: +6-10+8+7-11-8+5 были бы колебания, и сильные.

……вставка………..
Отмечу только интересный момент… мне кажется, что ощущение себя как Личности со Свободой Выбора наиболее отчетливо проявляется именно в этих ситуациях, когда импульсы сильные и проблема серьезная. Но плюсы и минусы почти уравновешивают друг друга. Тогда компьютер мозга продолжает искать аргументы в своей памяти, чтобы склонить чашу весов в какую-то уже определенную сторону. Вот этот процесс - поиск аргументов, усиление их за счет емоциональной самонакрутки и воспринимается как акт Выбора.
Кажется так…
…………конец вставки…………….

Если бы картина была такая: +1+3-2+1+2+1 колебаний бы почти не было.

Сила внутренних импульсов зависит и от характера человека. И от его сиюминутного состояния. Вялый, или обдолбанный человек среднестатистически ослабляет, гасит все сигналы. Эта вялость сама по себе может считаться особым видом сигнала, который всё - и плюсы и минусы - делит пополам.
А в состоянии возбужденном и неуравновешенном даже, казалось бы несерьезное решение умножается на «коэффициент возбужденности» и воспринимается, как сложное, требующее тщательного и затратного эмоционально обдумывания.

В общем, результат этого взвешивания зависит кучи факторов
Если улица безлюдна, кошелек туго набит, воспитание детдомовское…
А если воспитание строгое. Но очень сложная жизненная ситуация…
Каждый раз на весы разума будут ложиться причины и весы совершенно механически перевесят в ту или иную сторону.

Причем сила сигналов для каждого человека индивидуальна. Сильная усталость может ослаблять вес моральных принципов, а наоборот, регулярное им следование - закреплять.
Поэтому одна и та же заповедь будет неравномощно действовать в мозгу бомжа и монаха.
Каждая ситуация «весов» будет индивидуальна, как снежинка, но останется при этом абсолютно механистичной… как снежинка.

Это касается, как обдуманных «моральных» решений, так и поминутных подсознательных решений - налить ли себе чаю, какой рукой почесать ухо, какой анекдот рассказать в компании… все эти решения часто не воспринимаются, как Решения.
Однако «весы» работают и в этих ситуациях. Просто ситуации маловажные, а отправлять запрос в глубины памяти для организма затратно. Проще обойтись теми сигналами, которые уже на поверхности. - сигналы привычки, сигналы врожденных и приобретенных рефлексов…
Итак человек=весы, это механическая игрушка. Поведение игрушки зависит ТОЛЬКО от того, как ты её завёл, на какую поверхность поставил, от её внутреннего устройства, от внешней температуры, ветра и протчая… Но никак не от неё самой.
.........................................
...........................
.............
Да..., все термины - «обдумывание», «извлечение из памяти» слишком субъективны и личны. В модели человека=весов их все можно заменить на термин «движение».
Игрушка не «решает» упасть. Она просто движется вниз под действием определенных сил.

.........................
..............
.......
Да..., ещё... все термины типа "импульсы" и "волевые единицы" следует воспринимать с юмором, не заостряя внимания на форме.

материализм, детерминизм, мозГ

Previous post Next post
Up