Есть два типа музыкальных инструментов
Дискретные - их устройство позволяет извлекать строго определённые звуки. Исполнитель может влиять только на их громкость и скорость. Это, например, все клавишные.
Континуальные - те у которых конструкция не предусматривает извлечение определённых нот. Это, например, смычковые инструменты без ладов или тромбон из духовых. И голос.
И можно выделить такой подтип дискретных, которые в принципе заточены под точные ноты, по позволяют ноте поплавать в небольшом интервале за счёт нажима на гриф у гитары, изменение угла атаки и зажима отверстия у флейт и т.д.
.............................
В детстве я отучился на классической поперечной флейте. А перед этим на обычной блокфлейте с маленькими дырдочками. И для меня открытием стали национальные дудки типа сякухати, дудука и кены, которые за счёт широких отверстий позволяют легко делать «наплывы» звука или постепенный переход от ноты к ноте.
...............................
Click to view
Главная сложность континуальных инструментов - сразу точно попадать в нужную ноту, особенно на скачках большого диапазона. Из-за этого я не выносил отчетных концертов скрипучего отделения музыкалки - они до самого конца не могли точно попадать в ноты. Если на дискретных инструментах уровень мастерства учеников определялся скоростью и сложностью пьес (ну и выразительностью ритмики и тихо/громкостью), то тут уже выпускники часто просто промахивались мимо ноты. Что говорить, и педагоги иногда тоже. И это мне было, как пенопластом по стеклу.
...............................
Обратил внимание, что вокалисты из мира попсы очень часто используют такой приём, как «въезд» в ноту. Обычно «въезжают» снизу. Что-то вроде глиссандо. Естественно, въехать в ноту гораздо проще, чем попасть сразу. Начало «въезда» не так заметно, главное, где остановишься. Этот приём сильно отличает попсовую манеру от классической.
.................................
И такой же въезд в ноты есть у еврейской и цыганской скрипичной музыки. Видимо от того, что музыкалили не только лишь те, кто отучился 5-7 лет в учебном заведении. Вот и взяли на вооружение этот приёмчик и он стал отличительным признаком.
Эти въезды и глиссандо для многих слушателей - именно тот приём, который «рвёт душу». Почему-то он воспринимается, как очень эмоциональный. Не из за сближения ли с голосом человечьим?
В попсе меня этот штрих очень раздражает. А в народном пении нет. Хотя и там и там он появляется от неумения сразу точно воткнуться в ноту. Возможно, попсовики слишком эксплуатируют эту эмоциональную нагрузку.