- Не останавливайтесь, Феденька, у этих картин - говорит бывало Мамонтов, - это все плохия.
Я недоуменно пялил на него глаза.
- Как же плохия, Савва Иванович. Такой, ведь, пейзаж, что и на фотографии так не выйдет.
- Вот это и плохо, Феденька, - добродушно улыбаясь, отвечал Савва Иванович. - Фотографий не надо. Скучная машинка.
И он вел меня в отдельный барак, выстроенный им самим для произведений Врубеля.
- Вот, Феденька, - указывал он на «Принцессу Грезу», - вот эта вещь замечательная. Это искусство хорошаго порядка.
А я смотрел и думал:
- Чудак наш меценат. Чего тут хорошаго? Наляпано, намазано, неприятно смотреть. То ли дело пейзажик, который мне утром понравился в главном зале выставки. Яблоки, как живыя - укусить хочется; яблоня такая красивая - вся в цвету. На скамейке барышня сидит с кавалером, и кавалер так чудесно одет (какия брюки! непременно куплю себе такия). Я, откровенно говоря, немного в этих суждениях Мамонтова сомневался. И воть однажды в минуту откровенности я спросил его:
- Как же это так, Савва Иванович? Почему вы говорите, что «Принцесса Греза» Врубеля хорошая картина, а пейзаж - плохая? А мне кажется, что пейзаж хороший, а «Принцесса Греза» - плохая.
- Вы еще молоды, Феденька, - ответил мне мой просветитель, - Мало вы видали. Чувство в картине Врубеля большое.
Объяснение это не очень меня удовлетворило, но очень взволновало.
- Почему это - все время твердил я себе, - я чувствую так, а человек, видимо, образованный и понимающий, глубокий любитель искусства, чувствует иначе?
..............
Ф.И. Шаляпин. Маска и душа.