Сегодня вышло спутанно-скомкано. Лучше не смог. Но без этого не прийти к выводам.
...............................................................
Личность неправильно делить на части и рассматривать их отдельно, но так работает любой анализ. Я тоже пройдусь по этому скользкому пути.
Я представляю человека, как бы собранного из нескольких базовых блоков - кирпичей. Этика, религия, эстетика, чувства к родным, патриотизм и т.д. Все эти «кирпичи» очень тесно связаны с соседними, словно пустили в них корни. Разбей один - пойдут трещины по всему человеку. Вытащи один - вырвется с мясом и обрушит всё. Измени один - изменится весь человек.
Да, каждый человек - процесс, а не застывший кристалл. В течение жизни меняется и его религиозность и чувство прекрасного и патриотизм... Вся эта человеческая конструкция претерпевает медленные постепенные трансформации, но если случаются перемены слишком быстрые и грубые - человек умрёт.
Вот поэтому люди иногда готовы отдать жизнь, но не предать свои идеалы. Верующий может принять смерть и пытки, но откажется наступить на икону в качестве символического отречения. Пленный может вытерпеть пытки, но откажется стрелять в своего товарища (хотя того всё-равно ждёт смерть). Люди умирают за право говорить Правду. Умирают за право говорить на своём языке. Умирают за право не делиться с захватчиками рецептом верескового мёда.
Допустим, двое попали в плен. Одному пленному говорят: «Отрежь голову товарищу и мы сохраним тебе жизнь. В противном случае - смерть обоим». Отчего же нормальный человек выберет умереть вместе с товарищем, чем заработать себе жизнь таким способом? А потому что сохранив свою биологическую жизнь, он убьёт прежнего себя. Того себя, для которого убийство товарища - невозможная вещь. Согласившись на убийство ты убьёшь того, кто читал в детстве книги про героев и про крепкую дружбу. Того, кто в юности пел про это песни. Того, кто видел сны про то, как прыгает с парашютом в гущу фашистов и гибнет там геройски. Согласившись на убийство товарища - ты убьёшь хорошего прежнего себя и породишь чудовище. И будешь вынужден жить с ним до конца дней. Уж лучше обычная смерть.
..........................................................
...................................
...........
По этой же схеме работает и патриотизм. У человека есть чувство Родины. Любовь к ней и готовность жертвовать собою ради неё.
Но штука в том, что у нескольких людей, любящих свою Родину будут разные образы её. Употребляя одно слово, они будут иметь в виду разные понятия.
Несколько лет назад у меня была дискуссия, с человеком. Я тогда убеждал его, что нет ничего ужасного в языковых заимствованиях. Потом речь зашла о православии, потом о мигрантах и смешанных браках... В результате он обвинил меня в предательстве интересов Руси, назвал вырусью и ещё как-то... Оказалось, что он родновер - фанат славянского язычества, верит в Велесову книгу и прочие «рунические» рассказы об истории Руси в 4 в. до н.э. И, естественно, считает русский язык матерью почти всех языков мира.
Вот тогда я впервые задумался, что для него я действительно «вырусь». Я не люблю его Россию. Моя Россия совсем другая. Та Россия, которая мне мила - впитывала языки и обычаи соседей. Моя Россия - это страна, где есть белокаменные соборы, построенные итальянцами, и старинное церковное пение, заимствованное у греков. Россия, которая в соседстве и в войнах со степняками набрала массу тюркских слов. Затем увлеклась французским, затем английским. Прежние увлечения проходили, язык снова «русел», но уже обогащённый массой заимствований. Моя Россия это страна Пушкина (слегка «арапа»), Карамзина (слегка татарина), Грибоедова (слегка поляка), Лермонтова (слегка шотландца), евреев Пастернака и Бродского. Эту Россию защищали Суворов (немного швед), грузин Багратион, немец Барклай-де-Толли. Осмыслить её пытались Соловьёв (немного поляк) Флоренский (немного армянин) и Ильин (немного немец). Воспевали её на своих полотнах армянин Айвазовский, еврей Левитан. Польские корни Чайковского и Глинки не помешали им стать русскими композиторами. И т.д. И т.п. Нынешняя Россия получилась исключительно благодаря своему умению быть плавильным котлом.
Если бы русская культура формировалась так, как хотелось тому родноверу, в языковой и культурной изоляции она была бы абсолютно другой. Если бы сбылась его мечта об искоренении смешанных браков и «полукровок», мы бы имели совсем другую Россию и не факт, что она мне нравилась бы.
Почему я так подробно это всё расписывал?
Да потому что выясняется, что Россия она разная в разных головах. Точнее, в головах есть некий идеал, мечта. Какие-то проявления реальной живой страны в эту мечту не вписываются, но на то она и мечта, чтобы быть ориентиром, чтобы стремиться к её осуществлению.
Человек, который кричит «весь мир в труху! дойдём до Ла-Манша! Вашингтон будет наш! Украины не существует», враг моей России. Он разрушает её изнутри.
Я же действительно враг его «России». Я осознанно сопротивляюсь всем этим оскаленным черепам на шевронах, осознанно говорю о братстве наших народов (раздолбанном в хлам, но не исчезнувшем).
У меня и у моего оппонента взгляды-планы-проекты на Россию несовместимы. Взаимоисключающи. Я хочу, чтобы его мечта не сбылась. Он хочет поломать мою. Каждый из нас произносит одно слово «Россия», но речь идёт о разном.
.........................................................
.................................
В следующей и, надеюсь, последней записи на эту тему я постараюсь описать, как именно текущая война ломает кирпич моей России.
...................................................................
...........................................
Дополнением хотел бы привести мудрые слова Путина, сказанные им в 2014 году, о том, кого можно и кого нельзя записывать в предатели и «пятую колонну».
«Оппозиционер, даже очень жесткий, он в конечном итоге до конца борется за интересы своей Родины. А «пятая колонна» - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства. ... Лермонтов... конечно, был оппозиционер к власти, но я считаю, что он был патриотом. Это очень тонкая грань».