Ударим велопробегом по бездорожью и разгильдяйству! Удар первый.

Dec 09, 2013 21:00


Большинству из нас, в детстве, довелось научиться ездить на велосипеде.
А кто-то, как и я, мог не слезать с него по целому дню. Но вот интересно, многие из нас могли отремонтировать велосипед? Ну, хотя бы заклеить пробитую камеру?
Не припоминаются мне такие умельцы среди тогдашних друзей-товарищей. Вот уже к седьмому-восьмому классу, кое-какие навыки появились. Мы тогда стащили в свой сарай все части от велосипедов, какие смогли найти по округе и собрали несколько гибридных (и что характерно - действующих) моделей.
Ну и приблизительно в это время, кто-то принёс весть о наборе в велосекцию. Необходимо отметить, что мы с друзьями регулярно "записывались" в различные секции и кружки. Кого-то хватало на одно-два посещения, а кто-то задерживался и подольше.
Секция находилась  на краю города. Придя на первую тренировку, мы узнали, что велосипеды нам выдадут не раньше чем через месяц. Пока же мы будем заниматься ОФП, делать пробежки, изучать матчасть и применять полученные знания на практике. Под "практикой" понимался ремонт велосипедов. Сейчас я конечно понимаю, что те велосипеды, которые мы ремонтировали, были убитыми на 80-90%. Но тогда они казались нам пределом мечтаний. Вы представляете, как звучали во дворе и в школе слова: "Вчера опять на своём Старт-шоссе отмахал двадцатник на тренировке"!
Восстановленный мною шоссейник, верой и правдой служил мне два года. Собрав пару раз по асфальту и обочинам дороги, рассыпавшиеся детальки заднего переключателя, я больше не лопухался и проехав пятнадцать километров, бодро соскакивал с седла, быстро подтягивал всё что необходимо и догонял товарищей. Зато разобрать и собрать переключатель, я наверное мог  с закрытыми глазами...
Такое вот предисловие. В новые времена пришлось заново обучаться настройке и регулировке велосипедов. Вот смотрите как регулируют заднюю перекидку на современных велосипедах. Использовал материалы и картинки с разных тематических сайтов.

Настройка заднего переключателя велосипеда.

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.


Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее "петух") можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.
Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.


Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы.
Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном - нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винты.
Их три. Один сдвигает задний переключатель назад - регулирует натяжение цепи. Два других, ограничивают движение переключателя выше самой большой задней звездочки «L» («low») и ниже самой маленькой «H» («high»). Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма. Для чего они служат? Для того, чтобы цепь не попадала в спицы «L» или не слетала с самой маленькой звездочки «H». Затягивая эти винты мы ограничиваем свободу перемещения рамки переключателя, ослабляя - предоставляем большую свободу перемещения. Ограничители мало чувствительные - можно смело крутить их на пол-оборота или на оборот за раз.
Обычно ограничительные винты настраиваются у нового переключателя и впоследствии к их регулировке не возвращаются. Если всё-таки возникла в этом необходимость, то скорее всего погнут либо сам переключатель, либо петух. Но в качестве временного решения проблемы этот метод вполне подойдёт.
Самым ответственным здесь является ограничитель низких передач «L», который предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.
Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.

Ограничитель высокой передачи («H»)
Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.
Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.
Настраиваем ограничитель высокой передачи:


1. Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
2. Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
3. Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
4. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
5. По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.

Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой - во внешнюю сторону.
После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низкой передачи («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть - будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Настраиваем ограничитель низкой передачи:


1. Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
2. Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
3. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.

Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой - в сторону спиц.

Переключение передач велосипеда.
Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос, проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку. Ну и наоборот - отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно - один щелчек ( + или - ) и один сдвиг рамки переключателя. Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.
Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.
Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Настраиваем переключения передач велосипеда.


1. Переключаемся на самую высокую передачу: самая маленькая звезда сзади и самая большая звезда спереди и убеждаемся в том, что рычаг переключения находится в своём крайнем положении.
2. Вращаем педали и нажимаем рычажок манетки. За один щелчок цепь должна подняться на одну звезду.
3. Если цепь не перескочила на большую звезду, то это значит, что тросик переключателя натянут слабо.
3.1. Нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в полоборота. Для начинающих частой ошибкой является перезатягивание регулировочного барабана. Иногда в результате смещается вся цепочка переключений. Причём на всём диапазоне переключение вроде бы нормальное, но в одном из крайних работает некорректно. Именно поэтому важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.

Точная подстройка основана на следующих принципах:
• переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.
Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут - нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
• переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.
Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен - нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) - это первый признак того, что погнут петух.

Регулятор натяжителя («B-tension»)
В современных задних переключателях есть два подпружиненных рычага. Нижний, называемый также «A-pivot», поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звёзды. Верхний «B-pivot» обеспечивает движение рамки назад к большой звезде. Натяжение пружин обоих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения корректного переключения передач. В большинстве случаев существует возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага «B» параллелограмма переключателя с помощью специального регулировочного винта, в терминологии компании Shimano называемого «B-tension adjuster».
То есть, фактически регулируется высота направляющего ролика или угол (помним, что мы сменили плоскость, теперь мы смотрим на велосипед сбоку, а не сзади, как при первых двух настройках) наклона цепи от этого ролика к звезде. В связи с этим в аглицкой литературе можно встретить упоминание о настройке именно угла цепи (англ. «angle adjustment»).
Настройка производится так.


Устанавливаем цепь на самую большую звезду кассеты и на самую маленькую звезду спереди, то есть на самую нижнюю передачу. При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх, приближаясь к звезде, увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения. Разумеется, сам ролик не должен задевать за звездочку, а зазор должен составлять примерно 5 миллиметров.

Вышеописанную регулировку рекомендуется производить при замене кассеты или при изменении длины цепи. И что еще. Бывает что меняются параметры переключения, после того как вы сняли и заново поставили на место заднее колесо. Будьте внимательны или как-то запоминайте, записывайте, (чертите на раме) положение заднего колеса перед такими деяниями.

Примечание.
Начиная с 2001 года у всех моделей переключателей Campagnolo настраивается натяжение пружины рычага «A» - «A-tension adjustment». По сути, эта настройка является прямой противоположностью вышеуказанной «B-tension adjustment»: ослабляя пружину рычага «A» достигается тот же результат, что при затягивании пружины рычага «B».

наши руки не для скуки, велосипед

Previous post Next post
Up