Sarah Bernhardt

Feb 03, 2020 12:07

Сара Бернар - главная звезда театра и кино конца 19 века



Французская актриса Сара Бернар, которую поклонники назвали «Божественной Сарой», признана первой звездой международного масштаба конца 19-го и начала 20-го века. Она сыграла около 70 ролей в 125-ти постановках в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Сара управляла несколькими театрами в Париже, прежде чем арендовать Театр Наций, который был переименован в Театр Сары Бернар (сегодня Театр де ла Вилль). Среди ее выдающихся ролей значатся главные персонажи в пьесах «Федра», «Тоска», «Теодора» и «Эрнани». Бернар также снималась в кино, изображая Гамлета, Королеву Елизавету I и Маргариту Готье.

image Click to view

Генриетт Розин Бернар

Актриса родилась в 1844 году в тогда еще Королевстве Франция. Ее мать Джули (также известная как Джудит или Юлия) была голландской куртизанкой еврейского происхождения. Настоящее имя Сары - Генриетт Розин Бернар (Henriette Rosine Bernard). Она была старшей из трех внебрачных дочерей Джули. До конца не ясно кто был ее отцом. Предполагается, что им был молодой студент по имени Морель, который продолжил карьеру в качестве морского офицера. Свидетельство о рождении было утеряно, и дядя девочки Эдуард Бернар в итоге стал ее отцом по новым документам.

Сара провела детство в пансионате, где ее воспитывала нанятая медсестра. Она училась в школе при монастыре, расположенной недалеко от Версаля. Учитывая ее религиозное образование, Бернар хотела стать монахиней. Тем не менее, когда ей исполнилось 16 лет, любовник матери Шарль де Морни, сводный брат Наполеона III, устроил юную красавицу в театр.


В течение двух лет Сара училась актерскому мастерству в Консерватории музыки и танца в Париже, где идеалом был актерский стиль другой ученицы, известной еврейской актрисы Рэйчел. На протяжении всей своей карьеры Бернар хранила в своей комнате ее портрет. Рэйчел стала знаменитостью в Париже и Лондоне благодаря выступлениям в пьесах «Федра» (1843) и «Адриена Лекуврёр» (1849). Понимая, что ее собственная будущая репутация будет связана с романтическим увлечением еврейскими женщинами, Бернар решила взять себе подходящий псевдоним: Sarah Bernhardt.
Сара Бернар в театре

Сара дебютировала на сцене в 1862 году в постановке «Ифигения» по книге Жана Расина. Однако первое время ее не воспринимали как ведущую актрису из-за немного мальчишеского образа, связанного с телосложением. Спустя два года Бернар все же заслужила признание публики за «золотой голос» и способность «вдохнуть эмоциональную жизнь» в классические роли и мелодраматических героинь. В 1866 году она стала членом труппы театра «Одеон». В то время актриса сыграла в таких известных пьесах, как «Игра любви и случая» Пьера де Мариво, «Ученые женщины» по Мольеру и «Король Лир» по Уильяму Шекспиру. Первый большой успех пришел к Саре, когда она стала членом крупнейшей труппы Театра Франсэ (Французского театра). После триумфального турне по Англии в 1878 году она разорвала считавшийся пожизненным контракт, чтобы самостоятельно строить карьеру.


Сара Бернар преуспела в эмоционально перегруженных ролях в пьесах Виктора Гюго «Рюи Блаз» и «Эрнани», а также «Федре» Жана Расина. Одной из самых запоминающийся ролей стала куртизанка Маргарита Готье в постановке по роману Александра Дюма «Дама с камелиями». Сара также часто играла мужские роли, такие как главный персонаж «Гамлета» и Наполеон II в пьесе «Эглон» Эдмона Ростана, которая была написана специально для нее. Бернар никогда не исполняла ни одной из своих партий ни на каком другом языке, кроме французского. Несмотря на это ее приветствовали и почитали по обе стороны Атлантики. Эта популярность является свидетельством эмоциональной и вокальной силы актрисы.
Эпатажная звезда

Закулисная жизнь Сары часто была такой же душераздирающей, как и образы героев, которых она изображала: с физическими недугами, финансовыми трудностями и многочисленными любовными связями. Журналисты того времени часто изображали Бернар эксцентричной, и это способствовало ее известности так же, как и актерский талант. Сара иногда спала в гробу дома и во время путешествий. Она всегда держала вокруг себя множество друзей и почитателей, а также слуг и целый зверинец с экзотическими животными. Сара была как визуальным, так и театральным художником, и многие из ее картин и скульптур были очень популярны. Однако на этом ее заслуги не ограничивались. Бернар являлась одной из первых деятелей театра, кто всерьез занялся благотворительностью и помощью людям. Во время осады Парижа в 1870 году она превратила театр в военный госпиталь, наполнив раздевалки, зрительный зал и сцену кроватями раненых и умирающих мужчин. Сара заставляла влюбленных в нее поставлять туда продукты и одежду.


После франко-прусской войны 1870-71 годов актриса была вынуждена защищаться от обвинений прессы в том, что она немка и еврейка. Ее реакция, о которой сообщалось позднее в биографиях, была такова: «Конечно, еврейка, но немка, нет». В своей книге об актрисе журналист Жюль Юре из газеты «Фигаро» процитировал письмо, которое Сара написала в связи с этими обвинениями:

«Я - дочь великой еврейской расы, и мой несколько некультурный язык - результат наших вынужденных странствий». Когда Бернар достигла славы и независимости, она развернула кампанию по всему миру, превратившись из отвергнутого странника в международную звезду с тысячами поклонников.

Фильмы Сары Бернар

Сара стала наиболее известна в Америке своими знаменитыми «прощальными турами», с которыми гастролировала между 1880 и 1918 годами. Девять туров имели больше финансовую, чем художественную мотивацию. Во время одного из них Бернар объединилась с величайшим актером Франции того времени, комиком Бенуа-Констаном Кокленом, чтобы сыграть в пьесе «Сирано де Бержерак» по книге Эдмона Ростана. Сара также использовала прогрессивный подход к новой среде кинематографа, появившись в нескольких значимых фильмах начала 20-го века:
  • Дуэль Гамлета/Le Duel d'Hamlet (1900) - роль Гамлета;
  • Тоска/ La Tosca (1908) - по пьесе Викторьена Сарду;
  • Дама с камелиями/ La Dame aux Camélias (1911) - роль Маргариты Готье;
  • Адриена Лекуврёр/Adrienne Lecouvreur (1912) - роль Адрианы;
  • Королева Елизавета/Les Amours de la reine Élisabeth (1912) - роль Елизаветы I. Успех картины позволил продюсеру Адольфу Цукору основать компанию Famous Players, которая в итоге стала Paramount Pictures;
  • Сара Бернар дома/Sarah Bernhardt à Belle-Isle (1912) - документальный фильм о Саре;
  • Жанна Доре/Jeanne Doré (1915) - роль Жанны;
  • Французские матери/Mères Françaises (1917) - роль мадам Жанны Д'Урбекс, вдовы времен Первой мировой войны;
  • Даниель/Daniel (1921) - роль морфиновой наркоманки;
  • Провидец/La Voyante (1923) - роль ясновидящей, чьи прогнозы влияют на исход национальных событий.

image Click to view

Влияние на театр и моду

В 1894 году Сара основала свою собственную театральную компанию. Спустя 5 лет она открыла Театр Сары Бернар. Ее портреты были написаны самыми знаменитыми парижскими художниками. Позже фотографии актрисы превратили ее в кумира миллионов. Бернар была одной из первых женщин, которые стали носить украшения в стиле модерн, став законодательницей моды. За ней последовали и другие аристократки. Они надевали драгоценности французской компании Lalique со свободными нарядами, а не узкими корсетами. Сара также одной из первых женщин надела часы компании Tissot, сделанные из 18-каратного золота.


«Божественная Сара» уделяла большое внимание одежде как в жизни, так и на сцене. Она была клиентом лучших кутюрье: Чарльза Фредерика Уорта, Мадлен Лаферье и Жака Дусе. Иногда Бернар сама создавала наряды, чтобы подчеркнуть стройность тела в откровенном противоречии с модой того времени.
Сын Сары Бернар

В начале карьеры у Бернар был роман с бельгийским дворянином Шарлем-Жозефом Эженом Анри Жоржем Ламоралом де Линем, сыном Эжена, 8-го принца Линь. От него актриса родила своего единственного ребенка, Мориса Бернара. Сара и Шарль никогда не были женаты, так как любовник просил Сару бросить сцену в обмен на брак. Этого, конечно же, не произошло, и пара довольно быстро рассталась. Бернар до последнего скрывала, кто является отцом ее сына. Хотя, по некоторым данным, в генеалогическом древе бельгийской королевской семьи он записан именно как сын принца. Впоследствии Морис работал управляющим в театре. Он был женат на польке Марии, урожденной княгине Яблоновской. У них было две дочери: Симона, которая вышла замуж за Эдгара Гросса, сына богатого филадельфийского производителя мыла. Лизиана вышла замуж за драматурга Луи Вернейля.


Позже Сара Бернар была замужем за дипломатом из Греции Аристидесом Дамала и имела множество любовников. Среди них партнеры по театру Филипп Гарнье и Пьер Бертон. Поклонниками и почитателями актрисы также были Виктор Гюго, Эмиль Золя, Оскар Уайльд, король Англии Эдуард VII, император Австрии Франц Иосиф I, король Испании Альфонсо, король Италии Умберто, король Дании Кристиан IX.
Смерть Сары Бернар

Еще в 1905 году актриса неудачно упала во время съемок и повредила колено, которое и так ее мучило с самого детства. Спустя 6 лет она решилась на ампутацию, но продолжала выступать, даже несмотря на то, что была вынуждена исполнять отрывки из своих самых известных ролей в положении лежа. Сара опиралась на декорации. Во время Первой мировой войны Бернар отправилась на фронт, где развлекала войска в палатках и разрушенных сараях. Сильная женщина играла в театре и кино до конца. В 1923 году ее гостиничный номер, расположенный в Париже, был превращен в съемочную площадку для фильма «La Voyante». Однако актриса умерла 26 марта того же года от почечной недостаточности, не закончив работу. Ей было 78 лет. В конечном счете сцены были отсняты с дублершей, стоящей к камере спиной. В 1960 году Сара Бернар была посмертно удостоена звезды на Голливудской аллее славы.

звезды, личности, кино

Previous post Next post
Up