Зачем президенту брендинг

Apr 25, 2011 12:03

Тема личностного развития и достижения успеха чрезвычайно модна, однако редко при этом упоминается брендинг личности. Аналогично политические прогнозы и расчеты строит кто угодно - политтехнологи, политологи, социологи, пиарщики. Прекрасно, когда они оказываются правы, но сути вопроса это не меняет. Политические выборы - это такая же маркетинговая война, как битва Coca-Cola и Pepsi.

Как ни крамольно (или даже парадоксально) это звучит, но с маркетинговой точки зрения нет особой разницы между солеными орешками и политическим деятелем. Технологии и методы их брендинга одинаковы. Мотивы, заставляющие вас взять с полки определенную марку сока, практически идентичны тем, которые ведут вашу руку к соответствующей графе избирательного бюллетеня. В самом деле, наивно предполагать, что покупатели стопроцентно осведомлены о химическом составе соков, равно как разбираются в устройстве государства и близко знакомы с окружением кандидатов. Вот почему брендингом личности может заниматься скорее бренд-менеджер каких-нибудь творожков с десятилетним стажем, нежели политтехнолог, социолог или имиджмейкер. Нужен специалист, имеющий опыт вывода и продвижения нового продукта на рынке.

Брендинг как инструмент - ровесник человечества. Первые вожди, которые вели племена в плодородные поля или в бой с соседями, демонстрировали те же технологии, которые применяются по сей день. Брендинг как технология исторически развивался именно как брендинг личности. У Александра Македонского не было бренд-менеджера, он ему был попросту не нужен. Пламенная харизматичность и лидерство исторических фигур - не что иное, как подсознательное использование инструментария персонального брендинга.

Политика уже давно вооружилась методами маркетинга. Еще в 20-е годы прошлого века институт пропаганды изобретал и использовал то, что иначе как брендингом не назовешь. Позже технологии выкристаллизовались, перестали зависеть от харизмы брендмейкера, стали в полном смысле слова инструментами: умеешь - берись и делай.

Совершенно осмысленно технологии брендинга в нашей стране применялись в политических процессах середины 90-х (в мире с 60-х). Так, проводились исследования по выявлению предпочтительных характеристик будущего президента - вплоть до запаха и цвета, с которыми ассоциируется успешный кандидат. Другой пример - победа Барака Обамы. Его блестящая предвыборная кампания вошла в учебники и стала эталоном брендинга личности, завоевала все мыслимые награды на международных конкурсах по маркетингу. Я считаю, что нынешний американский президент - это лучший бренд за всю историю человечества, и потому изучать его как продукт, как технологическое явление - профессиональное удовольствие.

PR, создание паблисити и имиджа не заменяют брендинг. Ключевое отличие бренда от мимикрирующих под него компонентов - ориентированность на предельно конкретный результат. Именно в брендинге есть анализ, исследования, сегментирование, вывод на рынок, адаптивность к целевой аудитории, продажа. Бренд - более рыночное, трендовое явление, чем имидж или PR. Где место имиджмейкера и пиарщика? В команде. Там же, где трудится спичрайтер, коуч, стилист, секретарь - все те, кто «делают короля».

Конечно, человека нельзя сделать брендом без его желания и усилий, он в обязательном порядке должен стать членом команды по брендированию себя самого. Брендинг личности стоит рядом с работой над собой, с личностным ростом и большими изменениями в жизни. Это требует долгой, тяжелой, кропотливой, хотя и увлекательной, работы. Брендинг - скорее поход в горы, чем круиз: нужно двигаться, испытывать физические и моральные неудобства, нужны сила духа и концентрация. От человека требуеюся не столько временные ресурсы, сколько внутренние, интеллектуальные силы.

В конце концов, бренд, не подкрепленный качеством, рассыпается столь же быстро, сколько какой-либо топ-блогер набирает текст в своем iPAD.

Автор: Алиса Гордеева, директор группы компаний BrandHouse

источник: http://www.real-business.ru/subpage.php?material=1363 

маркетинговые коммуникации

Previous post Next post
Up