Кросспост с
nvc_ru .
На прошлой неделе я была на групповой встрече, посвященной теме «Как получать желаемое без насилия». Сразу после нее я записала несколько отрывочных мыслей, важных и ценных для меня. А сейчас решила выложить их публично - вдруг они кому-то еще окажутся полезными.
Сначала по предмету встречи - о просьбах, как лучшем способе получить желаемое.
- Просьба отличается от требования готовностью получить отказ.
- Чтобы просьба была услышана и правильно понята, есть пара замечательных вспомогательных вопросов.
1. обратная связь по поводу информации. Хорошо бы убедиться, что ваш собеседник понял вас правильно. Задайте после просьбы вопрос - «Как ты меня услышал?»
2. обратная связь по поводу чувств. Полезно знать, что собеседник испытывает по этому поводу - «Что ты почувствовал, когда я сказала…?»
- Если вы хотите, чтобы просьба была выполнена, имеет смысл подумать, что вам действительно нужно. И сформулировать это так, чтобы максимально упростить собеседнику понимание и выполнение задачи.
А именно - просить лучше о _конкретном_ действии («пригласи меня в ресторан», а не «уделяй мне больше внимания»).
А также - о положительном («пригласи меня в ресторан», а не «прекрати столько работать»).
Для действия полезно назначить ближайшее определенное время - «пригласи меня в ресторан в эту пятницу».
_______________
В процессе обсуждения было озвучено еще несколько важных мне мыслей, с просьбами непосредственно не связанных:
- мама - это человек, встроенный в нашу личность еще в раннем детстве. И пока мы сами живы, нам от неё никуда не деться. И научиться ладить с ней еще при её жизни - это очень важно, как минимум, для собственного блага.
- с любым человеком можно войти в глубокий контакт, если говорить с ним о его чувствах и потребностях.
Мысль о глубине принятия потребностей другого давно меня занимает. Вспоминается в этой связи эпизод из книги\фильма "Мирный воин", где "мастер дзен" отдает грабителям свою одежду, т.к. им она нужнее.
Т.е., фактически задача в том, чтобы обратить человека внутрь себя, переместив фокус с внешних обстоятельств на то, что он чувствует. Если человек не склонен разбираться в своих чувствах, контакт можно начать с называния тех чувств, что он испытывает (или испытывал, если разговор, например, о прошлых событиях). Это потребует, конечно, некоторой догадливости и чуткости. Но распознавание своих чувств - один из первых, необходимейших шажочков на пути к пониманию себя и своих потребностей. И хоть чу-чуть обучить этому другого человека - важное и полезное дело (мне же самой с ним проще будет общаться).
- если человек кричит - он кричит в отчаянии, что его не слышат. Он кричит, чтобы пробиться через стену, которой окружил себя его собеседник. И если «срыть» свою стену, выйти ему навстречу, прислушаться и понять - то и крик прекратится.
- важно! - в ситуации с кричащим оппонентом помнить о потребностях обеих сторон. И если моя потребность, например, в комфорте и безопасности мешает мне прислушаться к собеседнику, нужно хотя бы немного удовлетворить ее, а потом уже заняться взволнованным визави. Например, приглушить динамик телефона и сесть в самое любимое кресло.
- ненасильственное общение - оно о тех потребностях, что мы не можем удовлетворить сами. Человек очень социальное существо и для многих нужд ему жизненно необходимы другие люди. Задача метода - наладить взаимное удовлетворение потребностей, сделать его искренним, приятным, добровольным. И в итоге - сближающим людей.
В одной книге по воспитанию детей я встретила такую мысль - если бы вы знали, из каких побуждений и чувств ваши дети слушаются вас, вы бы предпочли, чтобы они не слушались.
И если вы хотите, чтобы человек что-то для вас сделал, а он не готов вам помогать, то хорошо бы разобраться - какая его потребность не удовлетворена прямо сейчас, как можно помочь ему? Помочь ему, чтобы он в свою очередь мог помочь вам.