Детектив о кратковременном проскальзывании сцепления или магия лимитёров

Dec 06, 2016 03:35

Уже несколько месяцев наблюдаю забавную бяку: на 3-6 передаче газ в пол, в районе “прухи” (начало полки момента) имеем симптомы слегка пробуксовывающего сцепления (плавное, но опережающее набор скорости, возрастание оборотов двигателя), полностью исчезающие через секунду-полторы, за которыми следует просто ровный и адекватный разгон. Например, на третей передаче буксует примерно с 2000 (подхват начинается около 1800) и до 2800 (занимает секунду), затем почти замирает (доля секунды), синхронизируется с коробкой и дальше ровный разгон. На четвертой это ~2000 - 2600, на пятой 2000-2400, на шестой 2000-2200, т.е. эффект пропадает по времени, а не по оборотам (т.е. не по завершению полки момента).

Ещё смешнее получается, когда пытаешься найти закономерность, и повторяешь это раз за разом. Через 4-5 попыток машине надоедает, сцепление перестает пробуксовывать, и она просто всегда ровно и дерзко разгоняется, субъективно вполне на уровне того как должна.

Понятно, что первопричина - несоответствие момента выдаваемого двигателем способностям подуставшего сцепления. Вопрос почему проявляется это так забавно, кратковременно, а иногда эффект вообще пропадает. Мой житейский опыт подсказывал что обычно это происходит слегка проще (пока газ не отпустишь - не схватит) и прогрессирует довольно быстро.
Вводные:  1.9 JTD 16V дизель 140лс ~305 момента, турбина с VGT (и соответственно без wastegate, blowoff etc), никаких чипов (и по спекам никаких кратковременных overboost-ов), сцепление менялось 80 ткм назад полным комплектом вместе с двух массовым маховиком, все VALEO (т.е. OEM или почти OEM). Кстати старое сцепление (пробег тогда 200ткм, не думаю, что менялось) было почти неотличимо от нового, равно как и маховик (а всего лишь показалось что буксует, была возможность, решил не откладывать).

Для истории перечислю мысли, которые меня посещали:
1. Подклинивает гидравлика, не до конца отпускает сцепление. Даже проверял несколько раз с помощниками, монтировкой, и т.д.
2. На сцепление попадает какая-то “смазка”, скажем антифриз или забрасывает масло подтекающее через сальник коленвала или КПП. Идея была в том, что за секунду буксования “смазка” испаряется или выгорает, и затем все ок (не забываем, что пару разгонов подряд вылечивали проблему). Альтернативный вариант - скажем “лакируются” сами накладки, букс очищает и восстанавливает свойства (да, и такой бред я тоже думал ;).
3. Усталость скажем лепестков или ещё чего, пока буксует все прогревается, свойства меняются, увеличивается прижим и проблема пропадает.
4. Мозги видят несоответствие оборотов двигателя и кпп (или колес), чувствует подвох и сбрасывает доступный момент, абы чего не вышло. Субьективно только вот не чувствовалось пропадание тяги/момента, да и пропадание эффекта через пару разгонов не в касcу.

Наконец через месяц руки дошли подключить Torque и глянуть на ходу графики (лентяй - с компом так и не добрался), ещё через пару недель сформировалась и правдоподобная, как мне кажется, версия.
Текущая идея (возникшая глядя на график буста, т.е. давления после турбины) - турбина раскручивается и кратковременно надувает больше чем должна (мозги хотят примерно +1.3 атм, улетает в +1.4 атм, т.е. 2.4 абсолютных атм). Мозги прикрывают VGT, но инерция турбины или лопатки подвисают слегка на саже -примерно секунду имеем давление чуть больше ожидаемого (затем сразу все ровно desire=value, и вообще следил - буст мозгов слушается вполне хорошо).
Больше давления - больше воздуха в цилиндрах (и по расчетам из давления/температур, и по MAF), газ в пол - мозги считают Air/Fuel quantity и льют по максимуму. Сколько там лишних NM получается я не знаю (разница в бусте вроде относительно небольшая), но даже если их там 20-30 (т.е. 330 вместо 305) то этого хватает сорвать подуставшее сцепление. Через секунду буст возвращается на заданный мозгами уровень, количество вливаемой солярки уменьшается, момент приходит в норму и сцепление восстанавливает статус Quo.

Для тех кто никогда не интересовался содержанием прошивок - мощность/момент двигателя ограничивается далеко не одной константой (типа момент 305нм), а кучей таблиц для прямых и косвенных факторов, например (от балды, я не спец, читал но не помню): макс момент в зависимости от температуры двигателя (в диапазоне от прогрева до перегрева), макс момент в зависимости от передачи (чтобы КПП не порвать), момент от оборотов, максимальны буст от оборотов, давление топлива от оборотов и т.д.
Похоже что в моей прошивке основной фактор обеспечивающий те самые заданные 140 л.с. и 305 нм  - это буст (на самом деле у меня есть и прошивка, и WinOls, и карты - мне прост лень это сейчас ковырять опять). При этом лимиты чисто по НМ для передач и оборотов - явно с запасом (от 305 нм, без учета потерь, например ограничение КПП 350нм). Соответственно надули кратковременно больше (но не настолько чтобы вызвать checkengine из-за превышения safe limit) - ничто не ограничивает прошивку лить больше топлива, и превышать прописанные  в спеках NM. Просто так map-ы написаны, что упирается оно в первую очередь в boost, обладающий такой вот естественной (или приобретенной от возраста) инерционностью и перелетом.

Пропадает же эффект думаю либо по мере разработки лопаток VGT (стряхнули сажу от пенсионерской езды и какое-то время все ок), либо какие-то другие ограничения вступают в действие в связи с несколькими интенсивными разгонами подряд (например интеркулер не справляется, температура воздуха в коллекторе растет, массовый заряд воздуха падает и такого превышения момента уже не выходит).

В общем такой-вот подарок - бесплатный overboost (только не на 10 секунд, как заводской, а на 1.5) :) Можно больше не думать и спать спокойно, пока, по крайней мере, регулярный дополнительный износ не добьет несчастное сцепление.
Previous post Next post
Up