Году в 98 я случайно услышал в Моделе для Сборки на тогда еще процветавшей станции 106.8 историю, которая меня сильно зацепила. В определенном смысле это была история про модную пару лет назад у нас тему дауншифтинга, но не только. Это был рассказ о нескольких американских молодых людях, лет 25-30, которые бросили свои работы и свалили в провинциальный городок, где рассказывали друг другу выдуманные истории. Истории эти в довольно поэтичной форме описывали их отношения с поп-культурой, временем и предыдущими поколениями. Книжка называлась “
Поколение Х. Сказки для ускоренного времени” Дугласа Коупланда и была дико популярна в Америке в первой половине 90х.
В то время единственная доступная мне версия текста (не считая радиоверсии) была опубликована в журнале Иностранная Литература, в интернете ничего еще не было. Помню, я пытался найти номер журнала с текстом в институтской библиотеке, но, видимо, кто-то с аналогичными намерениями меня опередил - именно этого номера и не было. Уже потом, где-то через год, я купил в UK оригинал. В начале нулевых издали русский перевод.
И вот на днях перед новым годом я случайно захожу в англоязычный книжный магазин в Париже, недалеко от Лувра. В разделе бестселлеров с удивлением вижу книжку Коупланда
Generation A. Он после Поколенияя Х много чего писал, я читал где-то половину, интересно, но без особых восторгов. И тут вроде как сиквел. Заинтриговал. Естественно, книжку пришлось купить. И даже прочитать вне графика.
Действие происходит в недалеком будущем, практически в наше время. Пятерых молодых людей в разных частях мира кусают, как считалось, вымершие пчелы. То ли ученые, то ли военные начинают исследовать феномен. В какой-то момент все пятеро оказываются вместе и получают задание просто рассказывать друг другу вымышленные истории. Их полуфантастические-полусказочные истории - о деградации языка, смерти книг, об уходе индивидуальности, о важной роли storytelling в нашем осознании мира, о том, как интернет и другие новые технологии меняют природу одиночества. Не случайно сюжет вертится вокруг исчезнувших пчел - где-то на заднем фоне проскальзывает образ нового пост-современного человечества как улья.
В книге нет страха перед будущим или отрицания технологий. Просто это такой импрессионистский стоп-кадр околокультурной части реальности. Рекоммендую.