Jun 26, 2014 20:03
Игра проводилась следующим образом: человеку - «игроку» - выдавалось четыре колоды карт, две черных и две красных, и 2000 долларов на игру. Каждая карта сообщала игроку, выиграл он деньги или проиграл. Общая рекомендация состояла в том, чтобы переворачивать карты одной из четырех колод и выиграть как можно больше денег.
Но карты были распределены по колодам не случайным образом. Ученые их подтасовали. Две колоды состояли из крайне рисковых карт. Выигрыши были там больше (100 долларов), но штрафы в них тоже были непомерные (125 долларов). Две другие колоды были сравнительно сбалансированными и умеренными. Хотя выигрыши в них были меньше (50 долларов), они реже штрафовали игрока. Если бы игрок тянул только из этих колод, он бы в результате оказался в неплохом выигрыше.
Сначала процесс выбора оставался совершенно случайным. Не было никакое причины отдавать предпочтение какой-то конкретной колоде, так что большинство людей пробовало брать из каждой стопки, ища наиболее прибыльные карты. В среднем людям требовалось перевернуть около пятидесяти карт для того, чтобы начать тянуть исключительно из прибыльных стопок. И в среднем около восьмидесяти карт уходило на то, чтобы человек смог объяснить проходивший эксперимент, почему он или она отдают предпочтение этим колодам. Логика медлительна.
Но Дамасио интересовала не логика, а эмоции. Все время игры участники эксперимента были подсоединены к компьютеру, который измерял электрическую проводимость их кожи. Обычно более высокие уровни проводимости свидетельствуют о нервозности и беспокойстве. Ученые выяснили, что уже после десятка карт рука игрока становилась более «нервной», когда тянулась к опасной колоде. Хотя сам игрок все еще не очень понимал, какие стопки наиболее прибыльны, его эмоции сформировали вполне определенное чувство страха. Эмоции знали, какие колоды таили в себе риск. Чувства человека разгадали игру первыми.
Пациент с неврологическими расстройствами, которые не могли испытывать вообще никаких эмоций - обычно из-за повреждений орбитофронтальной коры, - оказались не способны выбирать правильные карты. В то время как большинство выиграло во время эксперимента значительные суммы, эти исключительно рациональные люди часто становились банкротами и вынуждены были брать «ссуды» у проводящего эксперимент. Так как эти пациенты не могли проассоциировать плохие колоды с негативными чувствами - их ладони не проявляли никаких признаков нервозности, - они продолжали брать равное число карт из всех четырех колод. Пока мозг не получит эмоционального укола от проигрыша, он никогда не поймет, как выигрывать.