Вот такой вопрос мне иногда хочется задать.
Речь пойдет про ЗМК, хотя некоторые вещи можно отнести и к проектным институтам.
Сразу скажу, что этот пост дался мне тяжко, и все сказанное в нем является IMHO (my horrible oppinion). Все что вы прочитаете ниже можно разделить на две части, которые соответствуют двум же тезисам:
1. Начав работать с Advance Steel вы не сможете работать как прежде, или иначе говоря, бизнес процессы внутри организации после приобретения AS нужно обязательно менять.
2. Advance Steel сам по себе не налаживает бизнес процессы внутри вашей организации.
Эх, как же я скучаю по тем временам и по своей первой настоящей инженерной работе.
Хочу пояснить свою мысль. Зачастую конструкторы думают, что Advance Steel - это такая удобная замена AutoCAD. Типа поставил себе Advance Steel вместо AutoCAD, и работаешь себе значит, так же как обыно, только быстрее да еще и в 3D. Вернее многим бы так хотелось, но реальность суровей. Потому как работая с Advance Steel, да и с любой подобной программой, вам придется даже думать по другому, да еще и в другом порядке.
Например, в AutoCAD вы задумываетесь о марках сталей, только к тому моменту как начинаете "рисовать" спецификации, а о типах сварных швов, только тогда, когда начинаете оформлять чертеж. На чертежи нужно выводить больше информации для дальнейшей проверки вашим старшим коллегой, и вообще процесс проверки происходит в самом конце, когда уже пора выдавать чертежи.
С Advance Steel все по другому. О материалах и сварке думаешь уже на стадии создания модели, а перед выпуском чертежей уже все должно быть проверено и только потом создаются "пробные чертежи", на которых, подстраиваются стили, проверяются шаблоны и данные проекта, а потом в дело идут процессы и Advance к этому моменту должен начть на полной мощности "выплевывать" по сто листов отправочных марок за обеденный перерыв.
Короче, на всех ЗМК я наблюдаю одну и ту же картину, вроде начали работать с Advance Steel, но продолжаем все делать по старинке.
И вот эта простая мысль должна была прийти ко мне давно, но мне всегда это казалось настолько очевидным, что и объяснять не надо. Но натолкнуло меня на эту мысль одно недавно произошедшее событие. Я показывал демонстрацию Advance Steel для одного завода и меня на полном серьезе спросили (я не выдумываю - это чистая правда). "Вот мы мол привыкли, что у нас один конструктор чертит балки, а второй колонны, а с Advance Steel получается кто-то один должен узел вставлять. Как мы решим кто из нас будет это делать? И почему я должен делать чужую работу?" Прям по Райкину блин - один рукава пришивает, второй пуговицы. Я тогда очень просто ответил, - "С Адвансом вам придется менять ваши подходы к работе", - хотя по хорошему, я должен был задать вопрос, который сейчас написан в заголовке.
Подытожу сказанное:
1. Процессы работы внутри вашего отдела и даже за его пределами должны измениться навсегда. Если этого не произойдет, то не произойдет и качественного скачка в работе, которого вы хотите добиться, а значит покупка Advance Steel просто не оправдается.
Кстати, для организации работы по моделированию отлично подходит многопользовательский режим работы, особенно если умеешь с ним правильно работать. Да, да он теперь не глючит так как раньше, плюс есть один важный секрет в его работе.
С тем, что процессы меняются в конструкторском отделе, думаю все понятно, а как быть с тем, что за его пределами?
Договоритесь сразу с другими подразделениями организации какая информация им может быть необхоима. Вы можете дать им эту информацию еще до выдачи "бумажной документации" имея готовую модель, и это очень большое приемущество. По сути путей выдачи 2. Вы можете настроить соответствующим образом Бомы, однако не всегда их можно скомпановать надлежащим образом. Поэтому иногда удобнее подключить программиста и компановать таблицы для экселя прямо из получаемых по модели экстрактов. Таким же образом можно наладить связку с 1с. Если в отделе ПТО, у вас все так же как и прежде и будут продолжать считать метал по чертежам - это пустая трата времени специалиста, который этим занимается
Ваши партнеры/заказчики/подрядчики могут работать напрямую с моделью, например в формате dwf, в идеале иметь еще Navis Works, для возможности согласования проектов со смежниками, если они тоже работают в трехмерке. Я даже делая шабашки выкладываю регулярно модели в облако Autodesk 360, что бы заказчик видел на каком этапе работы я нахожусь, он может делать это даже с планшета. И только после того как его смежники утвердили модель я начинаю делать чертежи. И в этом нет ничего "космического", научить заказчика работать с Design Review, дело 15 минут, зато вы не представляете как он потом будет доволен, что ему все делают вроде как по последним технологиям.
Раз уж мы коснулись разделения труда, продолжим на эту тему. Как вы понимаете, я не одобряю систему "Вася чертит балки, а Петя колонны". Прямо скажу, что это самое идиотское разделение труда, которое только можно придумать. Это значит заранее подкладывать себе "свинью", т.к. каждый узел придется согласовывать двум конструкторам, которы скорее всего не будут работать над одними и теми же узлами одновременно. Ну вы поняли. Итак, как разделять работу в отделе, работая в Advance Steel? В отделе должны быть 2 группы конструкторов. Первая группа, которая занимается моделированием - наиболее опытные конструкторы. И вторая группа, которая занимается оформлением конструкторской документации и прочей бумажной работой. Главный конструктор должен регулярно проверять модель на ошибки - ему не обязательно ждать чертежей, и еще одной его важной функцией является согласование и координация с главным инженером. Главный инженер, который обычно раскладывает пасьянс у себя в кабинете непонятно чем занимается, должен на самом деле координировать работу цеха и конструкторов и помогать с соглавсованиями и изменениями в конструктиве всвязи с отсутствием фрезерного станка возможностями производственного оборудования. У нас же чуть чаще чем всегда главный инженер обычно вообще не в курсе дел, но зато быстро появляется на горизонте, когда настала полная жопа появилась проблема и надо кому то "вставить" по полной программе, ведь буквально пару минут назад директор завода "вставил" по полной главному инженеру, короче классический "круг насилия". Но мы немного ушли в сторону.
Итак схема работы должна быть примерно следующей:
2. Главный конструктор выдает задание конструкторам моделистам и регулярно проверяет модель, конструкторы моделисты выдают задания конструкторам чертежникам и выборочно проверяют чертежи. Конструкторы чертежники проверяют все ли правильно разложено в архиве (и это не шутка, дальше поймете почему). Конечно, в эту компанию может еще затесаться расчетчик, если в отделе периодически занимаются КМами, тогда часть обязанностей главного конструктора может немного перераспределиться. Но "идеальная" схема работы от этого сильно не поменяется.
3. Обязательно напишите регламент работы с моделью. На каком этапе назначаются функции, присваиваются материалы, производится нумерация. Какие примечания назначаются элементам и в каких случаях. Когда и как модель разделяется на фазы.
Умные люди пишут такой регламент после первой же построенной модели (первого пилотного проекта) остальные наступают на один и те же грабли раз за разом. Пока все моделисты в отделе не будут строить модели по одним и тем же принципам, будут проблемы с выпущеной документацией, ее придется более тщательно проверять и тратить на это больше времени. Правильные чертежи - это прежде всего правильно сделанная модель.
4. Перед началом выдачи документации важно правильно подготовить модель и шаблоны. (По подготовке модели скоро будет выложено видео). Нужно обязательно иметь несколько ходовых заранее поготовленных шаблонов, прототипов. То же касается стилей, шаблонов спецификаций и настроек. Позаботьтесь о том чтоб у всех они были одинаковыми и заранее настроенными так, как это у вас принято. Учтите, что под конкретный проект порой приходится специально подготовить несколько стилей, обычно это касается монтажных схем. Используйте параметры проекта по полной.
5. Необходимо продумать регламент по выдаче документации в производство и монтаж. Выдача документации деталировки до выдачи чертежей отправочных марок. Выдача чертежей деталировки и чертежей отправочных марок раздельно для разных участков производства. Комплектация документации дополнительными спецификациями по содержанию альбома по листам, что облегчит поиск необходимых чертежей на производстве. Комплектация монтажных схем чертежами 3d узлов для облегчения восприятия конструкторской документации. Подумайте какую информацию дополнительно вы можете дать на производство или монтаж. Обсудите на совещании какие дополнительные ведомости могли бы быть полезны вашим коллегам. Ведь теперь выпуск этих ведомостей производится мгновенно!
Например вы знали, что есть такая спецификация, которая указывает какими болтами попарно соединяются все отправочные марки в модели?
6. Вносите минимум ручных изменений в выдаваемую документацию, старайтесь находить пути и сокращать эту ручную работу от проекта к проекту. Адванс вполне позволяет это делать.
Теперь по поводу того, что Advance Steel сам собой не сможет наладить процессы внутри вашего отдела. То что вы установите Advance Steel, автоматически не избавит вас от нижеследующих проблем:
"Таня заболела, нужно срочно найти последний вариант созданных ею чертежей"
Это просто смешно, но правда заключается в том, что это одна из самых распространенных и самых дурацких проблем, с которыми я все время сталкиваюсь. Организуйте для своего отдела сетевое хранилище документации, где будут храниться модели проектов, а в последующем и получаемая документация. Договоритесь как часто проектировщик должен сбрасывать туда свои проекты. Какие файлы там должны храниться. Например дополнительно нужны копии всех чертежей в формате pdf или копии моделей в dwf. Наладьте резервное копирование этих архивов на основе RAID массива.Так же централизовано стоит хранить настройки АС, кстати говоря их можно централизовано всем раздавать подменив пути в специальном xml файле.
1. Составьте регламент хранения электронного архива документов, а так же проведите все необходимые мероприятия по резервному копированию электронных данных по проектам.
2. Заранее добавьте необходимые для проекта элементы, если они отсутствуют в БД AS.
Это проблема номер 2, которая встречается не реже первой. "Слушай михалыч, тут нет тех болтов, которые нам заказчик сказал использовать, ставлю пока ГОСТовские". Сюда же можно отнести - настилы, анкеры, даже профили ЛСТК. Запомните, так делать нельзя! Нельзя изначально закладывать ложную информацию в модель, надеясь в последующем эту информацию быстренько переправить руками в спецификациях и чертежах. Вы где-нибудь ошибетесь 100%. Если чего-то, что вам нужно нет в базе Advance Steel, разберитесь как это туда добавить. А добавить можно все - материалы, профили, настилы, сендвич-панели, болты, анкеры, даже иные обозначения сварных швов.
3. Оптимизация образмеривания отправочных марок.
Правильное образмеривание и изготовление - это снижение количества ошибок на производстве и контрольных сборок, а значит огромная экономия временных затрат. Эта тема вызывает у меня жесточайший "бугурт", потому как я довольно долго работал инженером ОТК и проверял в том числе конструктив марок по чертежам КМД. Постараюсь расписать подробнее:
а) Используйте угловые размеры только в деталировке профилей. На производстве практически никогда я не видел нормального измерительного инстумента для контроля углов. Почему углы нужно указывать на заготовке для профилей? Да потому что эту заготовку пилят обычно на пилах, на которых действительно выставляются углы. Для всего остального - эта информация совершенно бесполезна.
б) Размер в треугольнике - ненужная и совершенно непонятная хрень, она может быть информативна только для конструктора. Несколько специалистов, видимо сговорившись нарисовали это обозначение в разных методичках, что видать весьма нездорово подействовало на неокрепшие умы новоиспеченных инженеров. Эти размеры никто никогда не измеряет, особенно если вы их ставите на раскосах ферм. Это никому не надо, вы только тратите зря свое время и нервы слесарей.
в) Размеры по каким-то неведомым осевым линиям. Запомните - если размер физически нельзя пощупать, если он начинается у какой-то абстрактной линии или заканчивается у такой же абстрактной линии, то его незачем ставить в чертеже отправочной марки или деталировки. Нет смысла ставить размеры, которые нельзя потом измерить на производстве. Если ваш главный конструктор или, например, ретивый заказчик требует какие-то неведомые размеры привязки отправочных марок к сетке осей здания - шлите его на хер в модель пусть смотрит и измеряет там размеры, которые ему нужны, может это делать в компьютере или даже на планшете или телефоне. Сообщите ему, что лишние размеры в чертежах плохо отражаются на писхическом здоровьи слесарей вашего предриятия (и это не шутка). Всю ту лишнюю информацию, которую вы ставите в чертеже для красоты люди потом пытаются измерить, ну или хотя бы пытаются понять, что там "умный конструктор" имел ввиду. То же касается отметок присоединяемых балок ну и что там еще может придумать чья-то извращенная фантазия.
г) Еще я встречал такие ситуации, когда например главный инженер - бывший машиностроитель и заставляет ставить шероховатости на поверхности или допуски на размеры - это крайность. Во-первых с допусками и так все понятно они есть по сути только у межцентровых расстояний по отверстиям и если это не вышки ЛЭП и не иностранный заказчик, то обычно это 3 миллиметра - это известно любому мастеру, слесарю и контроллеру, остальные отклонения регламентированы нормами. Во-вторых, конструктор строитель - это далекий от технологии человек, который не всегда знает где нужно указать допуск и поэтому ставит его везде, а на производстве потом стараются этот допуск выдержать, хотя он в конкретном месте может быть и не очень нужен. То же касается машиностроительной привычки не замыкать размерные цепочки. Так вот в строительстве размерные цепочки можно замыкать - это нормально.
д) Насчет рисовании в проектном положении, тоже очень нехорошая привычка. Самое плохое что вы можете сделать с фермой с косым нижним поясом или с лестничным косоуром - это образмерить эти отправочные марки не вдоль главной детали, а вдоль горизонтали листа или вертикали. И все по той же причине - это размеры , которые не поддаются контролю. А если размеры не поддаются контролю, то они лишние.
е) Не рисуйте узлы с разделками кромок - если схема разделки понятна исходя из обозначения шва. Не думайте, что в цехе работают дураки. Если есть стандарт на сварку, где четко указано, что такое шов Т7, поверьте цеховые инженеры способны найти этот стандарт и сделать все по картинкам из него. Не тртьте свое время на бессмысленное "перрисование" ГОСТов.
А вообще так..., так-как эта тема для меня "особенная" и могу я ее продолжать бесконечно, советую каждому конструктору пару раз сходить на проиводство и посмотреть как по его чертежам собирают, например ферму. Вам многие вещи станут понятны. И вообще, когда на производство отправляется новая партия ваших чертежей со сложными конструкциями, не поленитесь сходить в цех и посидеть на утренней планерке вместе с начальником производства, поверьте, вам наверняка будет чем ему помочь, а возможно и на месте подкорректировать и какие-то ошибки с образмериванием, а так же получить бесценный опыт.
4. Назначьте ответственных! На мой взгляд - это один из самых важных пунктов. И он тоже кажется очевидным, но по сути, получается, что в очень многих организациях, кроме руководителей никто ни за что не несет ответственность. И спасти эту ситуацию может только четко составленный РЕГЛАМЕНТ!
На этом я пожалуй и закончу. Спасибо за внимание.