Термин "информационное общество" был введен в научный оборот в начале 60-х годов ХХ века, и с того времени было издано множество фундаментальных работ, посвященных данному явлению. Сегодня, в начале второго десятилетия ХХI века, можно с уверенностью сказать, что многое, точнее почти всё, что было написано в ХХ веке о грядущем информационном обществе, оказалось не совсем верным. Если сегодня со строго научных позиций попытаться охарактеризовать текущую реальность как информационное общество, то одним из первых признаков информационного общества, наряду с тотальной инкорпорированностью индивида в глобальное информационное пространство, необходимо признать информационную избыточность. Информационная избыточность проявляется в избыточности самой информации, в избыточности источников информации и в избыточности интерпретаций динамично изменяющейся реальности.
Блогосфера ежесекундно порождает спектр интерпретаций практически любого значимого события. Гипотетически можно было бы предположить, что чем больше объективных интерпретаций того или иного события смог интегрировать в своем сознании наблюдатель, тем более объективной должна предстать карта реальности. В реальности все обстоит иначе. Полный спектр интерпретаций не позволяет сложить объективную карту реальности, тем самым опровергая знаменитую притчу о мудрецах и слоне. Более того, чем больше интерпретаций того или иного события, тем дальше наблюдатель от истины.
Вышеизложенное позволяет нам предположить, что одной из главных проблем информационного общества является получение объективных знаний о динамично изменяющейся реальности. Процесс получения объективных знаний не включает в себя исследования о манипуляциях фокусами общественного и экспертного внимания, и всего того, что можно обозначить как "информационная власть". Процесс получения объективных знаний в информационную эпоху - это сумма традиционных научных методов исследования и инновационных методов анализа зон умолчания. Анализ зон умолчания практически всегда добавляет недостающие штрихи к объективной карте реальности. Для того, чтобы убедиться в этом, проанализируем события января-февраля 2011 года в рамках реконструкции событий в мире ислама.
Что стало детонатором судьбоносных событий в Тунисе, Египте и других странах мира ислама? Поставив соответствующий вопрос, мы получим множество ответов, и в каждом ответе будет элемент истины. Бедность граждан, умноженная на рост цен, забронзовевшие властители, утратившие связь с реальностью, историческая исчерпанность формата взаимоотношений власти и общества в мусульманских странах и высокий уровень развития информационного общества в данных странах, все это сотворило взрывоопасную смесь, способную взорваться в любой момент. Но что послужило детонатором для всех стран мира ислама?
2011-й политический год начался 14 января. Бегство правителя Туниса Бен Али и "жасминовая революция" воспринимаются многими как детонатор судьбоносных событий в странах мира ислама. События в Тунисе, безусловно, запустили процесс "цепной реакции", но детонатором выступило иное событие, ныне сознательно выведенное из фокуса экспертного внимания.
Приведем типичную публикацию, задавшую вопрос: "Кто спровоцировал "жасминовые революции": американские спецслужбы, мировой туристический конгломерат, Facebook и Twitter или разоблачения WikiLeaks?" -
http://www.versii.com/news/224008/ . В данной публикации утверждается, что "зачинщики беспорядков: Facebook, Twitter и WikiLeaks… Все последние дни египетские Twitter и Facebook бурлили. Там стали появляться группы и аккаунты, где пользователи - сами по себе - стали готовиться митинговать против руководства страны. Возникла и дата выступлений - 25 января. Никакой политической силы, никаких харизматических лидеров за этим движением не было. Просто людям, которым не все равно, надоело жить так, как они живут, а пример Туниса показал: изменить ситуацию можно".
Отметим, что попытка представить события в странах мира ислама января- февраля 2011 года как некую Интернет-революцию - это сознательная дезинформация. Версия Интернет-революции, безусловно, может быть крайне популярна в сети, но нет ничего более далеко от истины, чем этот фантазм. Можно вспомнить шутку 70-х годов ХХ века: "Восстание компьютеров было подавлено при помощи кувалд и ломов", да и сама формализация событий в Каире, как Интернет-революции, не выдерживает никакой критики. Но вернемся к дате 25 января и вспомним, что ей предшествовало.
23 января 2011 года 1600 конфиденциальных документов о сотнях встреч между лидерами США, Израиля и Палестинской администрации, а также электронные письма и секретные предложения были преданы гласности телеканалом Aljazeera. Документы, по утверждению представителей "Аль-Джазиры", свидетельствуют о том, что Палестинская администрация тайно согласилась позволить Израилю удержать большую часть незаконно оккупированного Восточного Иерусалима. "Слитые" "Аль-Джазирой" конфиденциальные документы указывают на то, что руководители палестинской автономии частным образом были готовы на большие территориальные уступки в обмен на договоренность. Речь шла о существенных размерах земли, оккупированной Израилем с 1967-го года, в том числе, и об исламских святынях Харам аш-шарифа (Храмовой горы) - мечетях "Аль-Акса" и "Купол скалы".
24 января 2011 года данная новость стала новостью №1 во всех странах исламского мира. Следует отметить, что волна возмущений, прокатившаяся по всем без исключения странам исламского мира, была вызвана тем, что "произраильский режим Аббаса не имеет права обсуждать с кем-либо вопросы, связанные с мусульманскими святынями", да и "самих палестинцев создал Ясир Арафат всего три десятилетия назад". В Египте информация "Аль-Джазиры" обсуждалась вместе с датой выхода на площадь Тахрир. Информация "Аль-Джазиры" - это детонатор судьбоносных событий в странах мира ислама. Утверждать, что "никакой политической силы, никаких харизматических лидеров за этим движением не было" - это сознательная дезинформация, рассчитанная на людей далеких от контекста интерпретируемых событий.
Отметим, что вывод из фокуса экспертного внимания очередной утечки Wikileaks не позволяет объективно оценить, почему "пылает весь мир ислама". Без анализа утечки информации и последовательных шагов "Аль-Джазиры" спектр интерпретаций может расти до бесконечности, уводя наблюдателей все дальше и дальше от объективной реальности.