На днях Владимир Путин объяснил, зачем нужна Олимпиада: "Должно быть радостное ожидание праздника - это взбадривает народ". Это заставило вспомнить его слова на давней встрече с представителями российских деловых кругов. Данная встреча состоялась 29 марта 2006 года и на ней Владимир Путин сформулировал нетленное: "Ожидание счастья бывает лучше самого счастья".
Ожидание, как известно, одна из форм бытия человека. Можно вспомнить знаменитые слова доктора каннибала Лехтера из культового фильма "Молчание ягнят": "Тот, кто не умеет ждать, не способен побеждать". Можно вспомнить, что многие герои рассказов Василия Шукшина, так называемы "чудики", все время чего-то мучительно ждали. Так о каком ожидании идет речь?
Представляется, что в словах Владимира Путина - "Ожидание счастья бывает лучше самого счастья" - заключена квинтэссенция идеологии "мягкого" совка. Чем hard совок отличается от soft совка? Ответ прост. Если Никита Хрущев заявлял, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме" и было известно, что это наступит к началу 80-х годов ХХ века. Если Михаил Горбачев бросал лозунг "Каждой семье - отдельную квартиру!", то программа "Жилье-2000" позволяла увидеть и конкретные цифры планируемого, и временные ориентиры. Программа Путина "Двадцать двадцать" - это "зияющая пустота", которая позволяет гражданам России наполнить ее любыми своими фантазиями. Полная свобода самообмана.
В середине "нулевых" годов первого десятилетия ХХI века стало крайне популярным утверждение, что все идеологии в прошлом. Владислав Сурков, выступая перед активом партии "Единая Россия", вбивал в головы следующую мысль: "Забудьте о том, правые вы или левые. Партия общенациональная и здесь синтезированы, как и в обществе, разные интересы… А у наших оппонентов как раз нет идеологии. Хотя они вам говорят: "У вас ее нет". У них ее нет". Представляется, что мысль об отсутствующей идеологии - это ошибочная мысль.
В России восторжествовала не "идеология империального либерализма" по Чубайсу, что собственно и демонстрирует нынешняя "лакейская" российская внешняя политика, а идеология "мягкого" совка. И в этой эрзац-идеологии коммунизм заменен на либерализм, в его крайней дарвинистской форме, интернационализм сегодня - это мультикультуризм и этническая преступность "в одном флаконе", а Политбюро ЦК КПСС - это "питерские". А эрзац-идеология, как всякий клон, крайне недолговечна. В начале ХХI века полпред по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко заявил, что сложившаяся в России система власти просуществует "сто лет". Блажен, кто верует…
Представляется, что "мягкий" совок не воспринимается массовым сознанием в России как чуждое явление. И в этом его сила. Да и в глобальном масштабе мы повсеместно наблюдаем soft. В Венесуэле soft социализм, а в Европе soft фашизм. О европейском soft фашизме здесь -
http://www.polit.nnov.ru/2008/09/28/softfascism/ http://www.polit.nnov.ru/2008/11/13/softeurosfasc/