...однажды, когда в поезде что-то сломалось и он надолго застрял посреди этих полей, с Джоан Роулинг случилась странная история. Без какой-либо надежды увидеть что-то новое, она выглянула в окно и... В ее воображении возник ясный образ черноволосого мальчишки в круглых очках и со шрамом на лбу. Она еще не знала, откуда взялся этот шрам, зато отчетливо понимала, что этот мальчик - волшебник, что он и сам об этом не подозревает, но очень скоро его пригласят в школу волшебства, и тут все и начнется...
Будучи разведённой, живя на пособие в маленькой квартире в Эдинбурге с малолетней дочерью, Дж.К. Роулинг писала книгу "Гарри Поттер и Философский камень" урывками, сидя за столиком в кафе. К счастью, Гарри Поттер ее спас!
Amazon.co.uk: Хотели ли вы стать писательницей в юности?
Роулинг: Да, я мечтала об этом всю сознательную жизнь. Английский всегда был моим любимым предметом в школе, так что остаётся только гадать, почему я решила получить степень по французскому языку.
- Сколько лет вам было, когда вы начали писать, и что было вашей первой книгой?
Р: Свою первую полноценную историю я написала, когда мне было около 6. Эта была повесть о кролике по имени Кролик. Исключительно оригинально. С тех пор писать я не переставала.
- Откуда берутся идеи для книг о Гарри Поттере?
Р: Понятия не имею, откуда они берутся, и надеюсь, что никогда этого не узнаю. Все веселье для меня оказалось бы испорченным, если бы вдруг выяснилось, что у меня просто есть маленькая извилина в мозгу, которая заставляет меня думать о невидимых платформах поездов.
- Как вы придумывали имена для своих персонажей?
Р: Я выдумала некоторые имена в книгах о Гарри, а также собирала необычные названия. Их я находила среди растений, средневековых святых, людей, которых я встречала, в картах, словарях и даже на памятниках жертвам войн!
- Похожи ли ваши герои на ваших знакомых?
Р: Некоторые похожи, но придется говорить об этом исключительно осторожно. Как правило, на создание персонажей вдохновляют реально существующие люди, но стоит им оказаться у тебя в голове, как они превращаются в нечто абсолютно другое. И профессор Снэйп, и Гилдерой Локхарт начинали как искаженные копии людей, которых я знала, но совершенно изменились, стоило им попасть на страницы книг. Гермиона похожа на меня, когда мне было 11, только значительно умнее.
- Основаны ли какие-либо из историй на событиях из вашей жизни или из жизни людей, которых вы знаете?
Р: Ничто в книгах о Гарри я не основывала сознательно на своей жизни, но это, конечно, не означает, что твои собственные чувства не оказывают никакого влияния. Когда я перечитала 12-ую главу первой книги, "Зеркало Еиналеж", я поняла, что передала Гарри многое из собственных чувств, связанных со смертью моей матери, хотя и не подозревала об этом во время написания книги.
- Откуда взялась идея квиддитча?
Р: Я изобрела квиддитч ночью в маленьком номере отеля "Борнвиль" в Дидсбери, Манчестер. Мне хотелось придумать вид спорта для волшебников, и я всегда мечтала увидеть игру, в которой было бы больше одного мяча в одно и то же время. Идея меня просто поразила. Из маггловских видов спорта квиддитч напоминает баскетбол, который, пожалуй, мне больше всего нравится смотреть. Я с огромным удовольствием придумывала правила, и у меня все еще хранится записная книжка, в которой я это делала, с диаграммами и всеми названиями мячей, которые я перепробовала, прежде чем остановилась на Снитче, Бладжере и Кваффле.
- Откуда взялись идеи занятий для волшебников и магических заклинаний?
Р: Со школьными предметами я определилась в самом начале. Большинство заклинаний вымышлены, но многие из них основаны на том, во что действительно верили люди. Мы обязаны значительной частью наших научных знаний алхимикам!
- Какие составляющие, по-вашему, необходимы всем книгам о Гарри Поттере?
Р: Я никогда всерьез не задумывалась о составляющих, но полагаю, что если бы мне пришлось их перечислить, я бы остановилась на юморе, ярких персонажах и хорошо продуманном сюжете. Все это должно быть в книге, которую мне самой хотелось бы прочитать. О, я забыла, что книга должна быть страшноватой - правда, я никогда не стремилась пугать людей, но что-то подобное все же иногда проскальзывает.
- Вы пишете от руки или на компьютере?
Р: Мне по-прежнему нравится писать от руки. Обычно я делаю первый черновик, пользуясь ручкой и бумагой, а в дальнейшем набираю на компьютере. По неизвестной причине, я отдаю предпочтение черной ручке перед синей, и в идеальном мире я бы всегда использовала "узкую полупрозрачную" бумагу. Но мне приходится писать на самых странных и неподходящих предметах, если под рукой не оказывается блокнота. Названия факультетов Хогвартса были записаны на гигиеническом пакете в самолете. Да, он был пустым.
- Какие книги вы любите читать?
Р: Мой самый любимый писатель - Джейн Остин, и все ее книги я перечитала много раз. Из современных писателей моим любимым является Родди Дойл, которого я считаю гением. Мне кажется, что они похожи - они создают абсолютно законченных персонажей, зачастую вообще пренебрегая описанием их внешности, исследуют человеческое поведение без каких-либо посторонних эмоций и в то же время очень трогательно - и, конечно, их книги СМЕШНЫЕ.
- Какие книги вы читали в детстве? Оказали ли они влияние на ваше творчество?
Р: Всегда очень сложно сказать, что именно на тебя повлияло. Все, что ты видишь, чувствуешь, читаешь или слышишь, оседает в твоей голове наподобие удобрения, из которого вырастают твои собственные идеи. Однако мне особенно запомнились три книги, прочитанные в детстве. Первая - "Маленькая белая лошадка" Элизабет Гоудж, которая была, вероятно, моей любимой книгой в детстве. Вторая - "Мэнская мышь" Пола Галлико, которую я нахожу чудесной, хотя это и не самая известная книга Галлико. Третья - "Гримбл" Клемента Фрейда - одна из самых смешных книг, которые я когда-либо читала, и сам Гримбл, маленький мальчик, просто восхитительный персонаж. Я бы очень хотела увидеть фильм, поставленный по этой книге. Насколько я знаю, последние две из тех книг, что я назвала, больше не печатаются, так что если кто-то из издателей это читает, не могли бы вы, пожалуйста, сдуть с них пыль и переиздать, чтобы другие люди получили возможность их прочитать?