Все мы слышали или читали про орден Святого Доминика. В пьесах Шекспира, например, частенько упоминается монах - доминиканец. Например, в «Ромео и Джульете». Там монах из ордена братьев-проповедников наставляет Ромео, венчает юных влюблённых, помогает Джульете разыграть смерть, а потом, когда юные влюблённые умирают, рассказывает всему городу их историю.
Название своё орден получил благодаря одному дворянину из Кастилии - Доминго Гусману, который его и основал. Так как жил он на рубеже 12-13 веков нашей эры, то и легенд вокруг его личности очень много. Причём, как вокруг его жизни, так и смерти, и даже рождения.
Ходит такая легенда, что, когда матушка Доминика была на сносях, она видела странный сон: родился у неё не ребёнок, а пёс с факелом в зубах; когда этот пёс вырос, то зажег мир. Благодаря именно этому сну, последователи Доминго Гусмана и стали называть себя господними псами - Domini canes. Многие века подряд они полностью оправдывали своё громкое звание.
Про жизнь Доминго Гусмана известно немногое. Он был одним из высокообразованных людей своего времени - получил университетское образование. Выбрав для себя религиозную стезю, стал монахом-августинцем. Характер его стал притчей во языцех. Современники утверждали, что он был очень нежен сердцем.
Не единожды он, желая выручить единомышленников, находящихся в плену, продавал себя в рабство. (Сделать это, к слову сказать, у него ни разу не получилось). Но несмотря на своё доброе, любящее сердце, он был крайне жесток с теми, кто не разделял его веру в полной мере.
Звёздный час Доминго пробил тогда, когда на юге Франции была образована «альбигойская ересь». Так как 12-13 века - время многочисленных крестовых походов, монах-августинец мог проявить себя во всей красе.
Когда Папа Иннокентий III организовал очередной крестовый поход внутрь христианского мира, Доминго вместе со своими сподвижниками убеждал силой проповеди еретиков отказаться от их религиозных взглядов и принять его взгляды. Был очень красноречив…
Правда, перед тем, как ему начинать проповедовать еретикам, города брались другой силой - отнюдь не силой проповеди, а самой что ни на есть физической - силой меча.
В 1216 году Доминика оценили по заслугам, позволив ему учредить новый монашеский орден. Чем тот и занялся с энтузиазмом и полной самоотдачей. Он учредил целых три ордена вместо одного:
- орден братьев-проповедников, благодаря которому и остался в веках;
- монашеский орден для женщин, жаждавших вести уединённую жизнь и молить Господа о торжестве католической веры в истреблении ересей;
- орден покаяния, в который должны были вступать светские лица; обязанность их была в том, что они старались доносить о любом подозрительном событии или объекте.
С тех пор прошло много веков и католическая церковь признала Доминика святым. Отсюда и очень тёплый образ монаха-доминиканца в произведениях драматургов.