Многие считают, что культура всегда была, есть и будет вне политики. Это утверждение не то, чтоб не совсем верно, а совсем неверно. На самом деле всё обстоит иначе: политика оказывает очень сильное влияние на культурную сферу.
Можно, конечно, углубиться в историю и перечислить многочисленные факты, подтверждающие это, но достаточно обсудить то, что происходит в настоящее время.
В 2015 году некоторые театры из ЛНР и ДНР, которые никуда не выезжали уже более года, приедут с гастролями в Россию.Всё время с того момента, как на Донбассе начался конфликт, эти театры пытались сделать так, чтоб местное население не пало духом. Когда жизнь становится очень трудна, только искусство может помочь забыться, а потом и придти в чувство.
Но поддержка морального состояния людей, как часто бывает в подобных ситуациях, не единственная задача театров Донбасса. Основная же, как это ни прескорбно звучит, - выжить и сохранить хотя бы часть тех наработок, какие есть.
В Донецком театре оперы и балета, например, немецкими режиссёром и художниками был поставлен спектакль «Летучий Голландец» по произведению Рихарда Вагнера. Произошло это в декабре 2012 года.
Прошло совсем немного времени и постановку нужно восстанавливать. В сентябре 2014 года склад с реквизитом был обстрелян украинскими силовиками. Видимо, здание рядом с театром приняли за базу опполченцев.
Пётр Порошенко попытался уладить ситуацию, вручив соавторам постановки и исполнительнице главной женской партии Татьяне Плехановой высшую национальную награду в области культуры - премию имени Шевченко.
Только вот спектакль это не спасло. Надо, как минимум, восстанавливать реквизит. Более чуткой к судьбе Донецкой оперы оказалась народная артистка России Анна Нетребко, которая пожертвовала 1 млн рублей. На эти деньги спектакль и восстанавливается.
В пожаре «погиб» реквизит не только Летучего голландца, но и многих других постановок. И теперь на гастроли в Россию Донецкий театр оперы и балета вынужден привести не одну-две постановки целиком, а несколько отрывков из разных спектаклей. Разумеется, взяв при этом минимальное количество реквизита. Таким образом, показы театра превратятся в концерт.
Сколь бы жалко это ни было, есть, конечно, и плюсы. Гастроли вернут актёров театра к жизни. Они за время поездки успеют набрать новых впечатлений, обменяться опытом. Другими словами, получить то, что для творческих людей дороже всего.
Искусство никогда не было независимым институтом. Оно всегда было связано с жизнью того государства, к которому относилось, и помогало людям переживать сложные времена. Прекрасно, когда это понимают и пытаются всячески поддерживать культурный процесс.
Программа Министерсва культуры России в данном случае меня очень радует.