Ну вот, друзья, как и обещала, начинаю публиковать свой анализ пьесы "Сирано де Бержерак"
Первое действие - «Действие в Бургунском отеле» - начинается с описания театра перед началом спектакля. Причем, речь идет не только об обстановке, о которой рассказывается в ремарке, но и нравах людей XVII века, ведшим себя в «храме искусства» самым невообразимым для нынешнего времени образом, что видно из происходящего действия. Одни из них играли в карты, другие бились на шпагах, третьи учились воровать, четвертые приставали к цветочнице… В общем, чувствовали себя весьма свободно.
После того, как обстановка для читателя более-менее прояснилась, появляются следующие персонажи: Линьер и Кристиан. Так как Кристиан де Невилет - новый человек в городе, Линьер ему все показывает и рассказывает, а также знакомит со всеми, с кем может. Практически сразу возникает разговор между рядом стоящими людьми о внешнем виде барона. Он, по их словам, очень красив, несмотря на то, что одет не по моде, то есть, он прекрасен от природы, но не в состоянии украсить себя.
Кюижи (Брисайлю,поглядывая на Кристиана: Красив, как Антиной.
Брисайл (к Кюижи): Красавец, спора нет.
Первый маркиз (расслышав эти слова): Гм! Как сказать!
...
Первый маркиз (второму): Ну да, он недурён, но как одет!...
По модам прошлых лет! О праведные боги!
...
Тут же Кристиан рассказывает о причинах, по которым он появился в городе - автор вводит элемент экспозиции. Выясняется, у него было двадцать дней на знакомство с Парижем. За столь короткое время успел влюбиться. На следующий день он должен вступить в гвардейский полк. Теперь же де Невилет с Линьером пришли в Бургундский отель узнать имя дамы, поразившей Кристиана.
И влюбленного гвардейца тревожат сомнения, сможет ли он общаться с ней на достойном уровне. Проблема в том, что он, посмотрев на нравы Парижа, стал не очень высоко себя оценивать и бояться показаться девушке неотёсанным.
Кристиан: Не знаю почему, но я боюсь невольно,
Что слишком тонко уж кокетлива она.
Что утончённость ей, изысканность нужна,
Что для неё умён я не довольно.
Мне страшен тот язык, которым говорят
И пишут здесь теперь. Что я? Простой солдат...
...
Как мы видим, сомнения Кристиана в себе небезосновательны, ведь еще несколько реплик назад посторонние очень активно обсудили его внешний вид: красив, но без привычного в высших кругах изящества.
Так практически с первых строк появляется тема несоответствия внутреннего мира и внешнего облика, которая будет продолжаться в дальнейшем тексте.
Далее возникает еще один персонаж - Рагно. О нем читатель узнает из реплик Линьера. Владелец кондитерской - маленький толстый человечек - поклонник искусства, чьим радушием пользуются многие шарлатаны, безнаказанно называющие себя поэтами. Именно его уста впервые произнесут имя Сирано де Бержерака, который непременно должен быть на спектакле, так как обещал проучить Монфлери, если тот выйдет на сцену.
Рагно (осматриваясь): Не вижу Сирано; однако, уж не рано.
Чтоб это значило?
Линьере: Зачем вам Сирано?
Рагно: Как! Вы не знаете?
...
Играет Монфлери!
...
Он не оставит толстяка в покое.
Линьер: Послушайте! Смешно!
Какие могут быть дела у этой бочки,
Что будет здесь сейчас на сцене плесть веночки,
С поэтом Сирано?
Рагно: Так неизвестно вам,
Что к Монфлери поэт питает отвращение
И объявил ему он запрещенье
На сцену выходить?
...
Его словам
Актёр повиноваться не намерен
И выступит сегодня!
Начинается активный диалог многих людей, коими обсуждается де Бержерак. Говорят о нем исключительно в превосходной степени: и какими прекрасными качествами он обладает, и какими навыками, и как выглядит. Оказывается, не стоит затевать разговор по поводу его носа - это чревато серьезными неприятностями, вплоть до смерти. В конечном итоге, накал эмоций собеседников достигает своего пика и между ними возникает спор по поводу того, придет ли все-таки Сирано.
Кюижи (приближаясь со своей компанией) Будь уверен,
Что с ним не сделает поэт твой ничего
Рагно: Ого-го-го! Пришёл смотреть я на него.
Другими словами, Рагно пришёл смотреть не заявленный в афише спектакль, а тот, что в Бургунском отеле устроит Сирано де Бержерак.
Сразу после этого в зале появляется Роксана. Увидевшие ее кидают восторженные реплики. Кристиан также ее замечает и показывает Линьеру. Со слов последнего становится известна вся информация, связанная с Роксаной.
Кристиан: Да, да! Я весь дрожу. Скажите, кто она?
Линьер (пописая вино): Мадлена де Робен, по прозвищу Роксана.
Как все причудницы, изящна и умна...
Кристиан (в отчаянии): Увы! Умна!...
Три факта особо поражают де Невилета: начитанность девушки; влюбленность в неё Де Гиша, женатого на племяннице Армана де Решилье и желавшего непременно выдать ее замуж затем, чтоб потом наставлять мужу рога с разрешения того; готовность графа де Вальвера быть таким рогоносцем. Молодой человек был готов вызвать де Вальвера на дуэль, но Линьер его остановил.
Тут Кристиан де Невилет открылся читателю с новой стороны. Если первоначально автор показал его метающимся влюбленным, сомневающимся в своих качествах, то теперь стало ясно: во-первых, ему есть, чего боятся, так как Роксана высоко ценит ум; во-вторых, гвардеец - очень благородный человек, способный на решительный поступок. Тем не менее, совета Линьера он слушает и в драку не лезет, но показательна уже сама готовность к поступку.
Выполнив свое обещание рассказать о даме сердца де Невилета, Линьер уходит. Еще об одном действующем лице - графе де Гише - мы узнаем из диалога, в котором участвуют маркизы и сам граф. Драматург представляет де Гиша человеком весьма напыщенным и зацикленным на своей персоне. Окружающие воспринимают его как человека, способного из-за своей расчётливости многого добиться в этой жизни:
Первй маркиз: Как окружён де Гиш!
Второй маркиз: Ещё гасконец! Фи!
Первый маркиз: Но умный и холодный.
Успеха жаждет он. И потому
Ему удастся всё... Уж как тебе угодно,
А мой совет - пойдём поклонимся ему.
Тем не менее, долго любоваться им автор не дает. Действие движется дальше. Кристиан неожиданно узнает, что его приятелю Линьеру грозит серьезная опасность за одну из шутливых песенок про известную личность, и уходит, чтоб предупредить друга о скором нападении.
Кристиан: Бегу! Лечу к нему! Всему бывает мера.
Ведь это подлость! Как! Сто против одного!
(Поглядев с нежностью на Роксану)
Оставить здесь её?...
(Поглядев с бешенством на Вальвера.)
Оставить здесь его?
Но должен я спасти Линьера!
...
В первом действии персонаж не будет более задействован, так как свою функцию выполник: он показал себя человеком, сомневающемся в себе, но готовым на поступок ради значимых для него людей. Кристиан красив, искренен и прост.
Спектакль начинается. На сцену выходит Монфлери и начинает читать свой монолог. Неизвестно откуда возникает Сирано де Бержерак и угрозами выгоняет актера за кулисы.
Голос (из партера): Мерзавец! Разве я не запретил тебе
На месяц выходить на сцену?
Общее волнение. Все оборачиваются. Шум в зале.
Голоса (из публики):
Что такое?
Что? - Что там?...
Кюижи: Это он!
Ле Бре (испуган): О, боже! Сирано!
Он не только оригинально выглядит за счет своего носа, но и одет соответствующе. Правда, никаких лент, популярных в то время, не содержит. Что заметил де Вальвер. Помимо всего, де Бержерка совершенно не сомневается в своих дарованиях, прекрасно демонстрируя это своей поэтически-военной дуэлью с де Вальвером.
Таким образом, как видно, в пьесе намечены явные противопоставления: Кристиан красив, но не следит за собой и сомневается в своих способностях; Сирано не красив, но прекрасно к себе относится и, более того, уверен в себе, хотя и не щёголь, о чём сам говорит, уважаем друзьями и ненавиден врагми; де Гиш хорош собой, щёголь, уверен в себе чрезмерно, влиятелен, хотя своих возможностей не проявляет; друзей у него неть - есть те, кто предпочитает с ним не ссориться.
Также противопоставляются и моральные качества: де Невилет ценит честь, де Бержерак тоже, чего, в свою очередь, нельзя сказать о графе де Гише, способном воспользоваться своим положением. Есть еще один момент, о котором стоит сказать при сопоставлении Кристиана с Сирано. Если де Невилет лишь хочет что-то сделать (вступить в дуэль с де Вальвером), но ситуация не позволяет, то де Бержерак не раздумывает о плюсах или минусах своего поступка, а совершает его. Например, де Невилет решился лишь предупредить своего друга Линьера о нападении, но не подумал о том, что с нападающими можно сразиться; а Сирано пошёл сразаться даже не раздумывая.
К слову сказать, до того момента, как де Бержерак решился на столь смелый поступок, произошло одно событие, сильно поднявшее его дух. К нему подошла дуэнья Роксаны и попросила о свидании для своей госпожи, на которое тот с радостью согласился, надеясь на впечатлительность Роксаны, видевшей его блестящую дуэль.
Первое действие заканчивается очень эффектным уходом де Бержерака из Бургунского отеля. Вместе с ним из театра выходят все гвардейцы, бывшие на спектакле, под руку с актрисами.
В эпизоде "В Бургунском отеле" де Бержерак всё время с момента появления находится будто под светом рампы, а де Невилет - в тени.