Романы-антиутопии. Эмоции после прочтения

Jun 16, 2014 16:21


Когда-то давным-давно (более десяти лет назад) я прочитала роман Евгения Замятина "МЫ" и поняла, что жизнь моя разделилась на две половинки: до прочтения и после прочтения. Автор писал своё роман-антиутопию в начале ХХ века. Когда читаешь это произведение, в голову приходит мысль, что писатель предсказал многие события прошлого столетия. Видимо, что-то снизошло на него. Но не стоит думать, что только это захватывает внимание читателя. Это не так, ведь сам текст очень хорошо как структурирован, так и написан. В романе есть и любовная тема, и интрига, и странная череда событий, и внушающее надежду на светлое будущее окончание.


Через несколько лет после того, как я познакомилась с "МЫ" Замятина, узнала, что он не единственный автор, который писал в жанре антиутопии. Оказывается, есть ещё некто Джордж Оруэлл, написавший "1984". Долго, очень долго шла я к тому, чтоб прочитать книгу английского автора. И вот позавчера меня буквально накрыло мыслью: надо прочитать! Полтора дня было потрачено на это действие. Прочитала и вот уже несколько часов переживаю то "послевкусие", которое осталось от книги.


Как и в антиутопии Замятина, главные герои романа Оруэлла максимально обесцвечены: они живут распланированной и стандартной жизнью, боясь испытывать чувства, не регламентированные законодательством. В обеих книгах государство оказывает очень сильное влияние на персонажей и в обеих книгах герои пытаются бороться за свою свободу самовыражения. Обе книги заканчиваются грустно, но если в "МЫ" всё ограничивается тем, что главный герой лишился фантазии, а тоталитарное государство попало в такую ситуацию, которая рано или поздно приведёт его к разрушению; то в "1984" все главные герои теряют себя, предавая друг друга перед лицом опасности и отрекаясь от самого важного в жизни - любви, а тоталитарное государство, напротив, расцветает.


Д-153 (главный персонаж в "МЫ"), пережив операцию по удалению фантазии, становится другим человеком. Он сломан системой, его жаль. Тоталитаризм пытается восстановиться, но есть надежда на людей, находящихся вне системы - за стеной. Ожидается, что они через несколько поколений снова восстанут. Д-153 во всех своих состояниях совершенно искренен: сначала он верит в систему, потом в нём пробуждается любовь и чувство индивидуальности, потом он лишается фантазии и всех предаёт, но это нельзя назвать предательством, так как он - уже другой человек, лишённый фантазии, любви, индивидуальности. Уингстон (главный персонаж "1984")  - предатель как в начале романа, так и в конце его. Сначала он предаёт систему, в которую искренне верит, потом попадает в руки Министерства Любви (что-то вроде Гестапо) и предаёт всё человеческое, что в нём ещё оставалось. Разумеется, под пытками.

Если читать романы в той последовательности, в которой они были написаны, то возникает впечатление, что "1984" - продолжение "МЫ". Оруэлл, в отличие от Замятина, видел действия нацистов, видел проблемы советского режима 30-40-х годов, а также тот курс, по которому пыталась идти Великобритания под руководством "Старшего Брата" - Америки. Вероятно, все названные события произвели на него такое сильное впечатление, что никакого будущего для человечества он не увидел.

Искренне надеюсь на то, что Джордж Оруэлл не предсказал будущего, а просто описал прошлое... К подобным размышлениям меня подводит тот факт, что английский писатель хорошо поработал над освещением идеологических проблем, но не стал тратить время на шлифование сюжета.


оруэлл 1984, замятин мы, книги, о том о сём, роман 1984, искусство или около того, антиутопия

Previous post Next post
Up