о русской аристократии и русском костюме.

Jun 08, 2014 08:10

Оригинал взят у ele_n_a в о русской аристократии и русском костюме.



зацепившись глазом за сказочные костюмы русских крестьянок, в прошлом посте - решила поискать - а что у нас с аристократией происходило? совсем ли она в послепетровские времена своих корней сторонилась - или же наоборот - подчеркивала?

все мы помним, что в 19 веке, некоторые русские аристократы и языка-то родного не знали - потому как мода на все французское преобладала. так же помним борьбу и западников со славянофилами, причем, отдельные представители последних, стремясь свое происхождение подчеркнуть, прежде всего  в одежде это делали. и одевались, по воспоминаниям современников иной раз так национально, что народ на улице принимал их за персиян.)

в теме - не специалист - а так, любопытствующий - и копнув интернет некоторое количество занятного материала в нем уловила.
материал этот свидетельствует о том, что русский национальный костюм - в основных своих элементах - всегда был и в верхах общества популярен - о чем сохранившиеся портреты, к разным периодам относящиеся - со всей очевидностью свидетельствуют.

обязательным, он, естественно не был - хоть в утвержденных высочайше придворных костюмах его характерные элементы присутствовали - но и в забвении не находился.

пример показывали царствующие особы.
вот - 18 век. Екатерина Великая. в кокошниках...



Стефано Торелли. Портрет Екатерины II в русском платье.



Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике.

другое императорское поколение:



Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I.



Иван Макаров. Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II.

представительницы древних дворянских родов - в русских костюмах - в дофотографический период...
степень присутствия национальных элементов в одеждах различна, но главная визитная карточка - кокошник - сразу привлекает внимание.



Франсуа Кинсон. Портрет Совфии Петровны Свечиной, 1816 г.



Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835 г, фрейлина императрицы.



Пимен Орлов. Портрет А.А. Окуловой. 1837 г., камер-фрейлины.



Т.А. Нефф. Великая княгиня Александра Петровна (1838-1900).

официально утвержденные инструкции для придворных дам - дресс-код первой половины 19 века. кокошник - элемент обязательный. в платье угадывается сарафан.















так это выглядело на приеме...



и, наконец, начало 20 века.
век фотографии. множество прекрасных нарядов в традиционном стиле на представительницах высшей аристократии того периода...
понятно, что скорее всего все это шилось по специальным случаям - к примеру для костюмированных балов. но главное - то, что традиция была жива, и костюмы эти представляли собой по сути - произведения искусства. кстати - глядя на эти лица, и на эти прекрасные одежды - маскарада как-то не чувствуется. княгини - натуральные - и одежды - натуральные. именно так они и выглядели бы в них лет за 250 до этого бала...



Великая княгиня Мария Георгиевна в наряде крестьянки из Торжка.



Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.



Великая княгиня Ксения Александровна.



Княгиня Елена Голицына.



Княгиня Надежда Барятинская.



Графиня Варвара Мусина-Пушкина.



Княгиня Елизавета Оболенская.



Княгиня Зинаида Юсупова.



Княгиня Татьяна Гагарина.



Княгиня Мария Шереметьева.



Великая княгиня Мария Павловна.



Княгиня Ирина Шереметьева.



Графиня Аргиппина Зарнекау (урождённая Джапаридзе).



Графиня София Ферзен (урождённая Долгорукова).



Княгиня Наталья Карлова (урождённая Вонлярская).

императорская семья - тоже не отставала. здесь мне очень живо вспоминается сцена из фильма про ивана васильевича - который меняет профессию...) но в отличие от сценических костюмов - золото и жемчуга здесь были натуральные.



к чему это я?
к тому, что вовсе не обязательно всему подряд политический оттенок придавать.
а можно просто красивое не забывать и им любоваться.

Previous post Next post
Up