9 декабря военнослужащие ВС РФ впервые с начала антитеррористической операции в 2015 году вошли в сирийский город Ракка. Российские подразделения военной полиции создали временный гуманитарный пункт и предоставили помощь местным жителям. По мнению российской стороны, подобные гуманитарные миссии станут регулярной практикой в городе и его окрестностях.
Генштаб Ирака перебросил крупное военное подкрепление на сирийско-иракскую границу, к западу от города Мосул. В докладе иракских военных подчеркивается, что такое усиление вдоль государственных рубежей вдоль Сирийской Арабской Республики было предпринято с целью предотвращения «проникновения» террористов с территории САР на иракские земли.
Угроза со стороны ИГ* является важным фактором, серьезно влияющим на общую безопасность в западном Ираке. Несмотря на это, некоторые источники связывают подобные маневры ВС Ирака с недавней эскалацией в сирийском пограничном районе Аль-Букамаль. В течение прошедшей недели очевидные «проиранские цели» в этом регионе неоднократно подвергались предположительно израильским авиационным бомбардировкам и ракетным ударам.
Скорее всего, иракская армия считывает, что эта ситуация может быть использована боевиками ИГ* для усиления своей активности в регионе. Террористическая группировка может попытаться использовать нестабильность на границе для совершения нападений как на иракские, так и на сирийские объекты в этой приграничной полосе. Таким образом, иракские военные проактивно реагируют на обострение ситуации вблизи своих рубежей.
10 декабря обострилась военная обстановка в северной Латакии. По данным проправительственных источников, боевики незаконной группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» и союзные бандформирования радикалов атаковали и обстреляли несколько позиций Сирийской арабской армии в районе трассы М4 «Хасака-Алеппо». В ответ сирийские ВВС и артиллерийские подразделения САА нанесли удары по укрепленным позициям боевиков по линии соприкосновения вблизи вышеупомянутой автострады.
В провинции Ракка части протурецкой коалиции вновь захватили шахты месторождения «Ширрак», расположенные вдоль стратегического шоссе «Хасака-Алеппо» к востоку от города Айн-Иссы. Ранее в этом месяце силы, лояльные Турции, покинули этот район в соответствии с соглашением между Акнарой и Москвой. Контроль над «Ширраком» позволяет протурецким группировкам грабить мирных жителей, передвигающих по трассе М4. Если они останутся там, локальные шахты и сама автотрасса, скорее всего, вскоре снова станут новыми «горячими точками».
Между тем, спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что Турция и Россия договорились не расширять зону безопасности на северо-востоке Сирии. Поэтому попытки турецких сил захватить больше территорий вдоль трассы М4 являются открытым нарушением соглашения о прекращении огня.
*Запрещенная в РФ террористическая организация.