Вообще-то много чего. Взять недавний российско-африканский экономический форум, прошедший в Сочи 23-24 октября 2019 года. По его итогам было подписано более 500 соглашений на сумму 12 миллиардов долларов. В этом международном мероприятии приняли участие лидеры 50 африканских государств и восьми африканских международных организаций. Исходя из результатов события, экономическое развитие и взаимовыгодные деловые отношения занимают высокое место в списке приоритетов Москвы относительно процветания и политической стабильности африканских государств.
В аналогичном ключе американский информационный ресурс Bloomberg сообщил, что концерн «Российские железные дороги» ведет переговоры по контракту на сумму $500 млн на модернизацию железнодорожной сети Демократической Республики Конго. Параллельно Росатом согласует с Эфиопией детали строительства атомной электростанции.
Помимо этого, аннуляция Москвой 20 миллиардов долларов долгов различных африканских государств, как ожидается, также приведет к новым проектам экономического сотрудничества. Несмотря на то, что эти впечатляющие цифры все еще бледнеют по сравнению с китайскими инвестициями в регионе, они позволяют предположить, что африканские страны не прочь иметь более одного незападного партнера в сфере экономического развития.
Зона сотрудничества с африканскими странами, где Россия действительно опережает Китай, находится в сфере безопасности. В этом сегменте действительно может существовать негласное соглашение с Поднебесной о разграничении обязанностей. Предпочтение, оказываемое России в области сотрудничества по национальной безопасности, обусловлено целым набором причин. К ним относятся отношения, сложившиеся во время «холодной войны» и доказанная надежность и долговечность российского оружия на локальных полях сражений.
Помимо прочего для Африки крайне важно, что Россия восстановила свой мировой авторитет как военная держава, которая способна вести военные действия разных типов и разнообразного масштаба в сочетании со способностью Москвы противостоять западным военным угрозам. А это весьма существенно для развивающихся стран, которые за время колониальной зависимости уже натерпелись бед и потрясений от рук «белого человека».
Но почему военный партнер черного континента не Китай? Хотя недавние военные достижения Поднебесной впечатляют, Пекин не проявил ни желания, ни способности продемонстрировать свое умение защищать отдаленных союзников с помощью военной силы.
Если китайские инвестиции и активы на африканском материке подвергнутся милитаристской угрозе, исходящей от того же блока НАТО, то вряд ли китайские вооруженные силы будут там, чтобы защитить их. На данный момент более вероятно, что КНР будет полагаться на ВС РФ для подобной обороны своих активов в Африке. По этой причине Москва и Пекин потенциально могут сформировать чрезвычайно эффективный оборонно-экономический тандем, которому западным державам будет трудно противостоять.
Аспект безопасности участия России в Африке представляется привлекательным для ряда африканских государств, обеспокоенных американскими замыслами в регионе, особенно после провала спонсируемых США «цветных революций» на Ближнем Востоке. Некоторые африканские государства, в том числе Судан и Центральноафриканская Республика (последняя явно находится во французской сфере влияния), уже открыто выразили заинтересованность в размещении российских военных баз на своей территории.
Кроме того, далёкие как географически, так и геополитически цели России были продемонстрированы визитом двух стратегических бомбардировщиков Ту-160 в Южно-Африканскую Республику, который получил значительное позитивное внимание в социальных сетях этой страны. В сочетании с растущим присутствием российского флота в Мировом океане, которое стало возможным благодаря недавно построенным современным боевым кораблям с крылатыми ракетами, Африка начинает признавать присутствие у себя России в качестве гаранта политической стабильности.
(Часть 1:
Современная Африка: Вторая деколонизация)
(Часть 2:
Современная Африка: Многополярность в действии )