Сегодня, закончив знакомиться с тезисами
доклада в части влиянию макросоциальных факторов на будущее образования для предстоящей глобальной трансформации общества, попытаемся сделать общие выводы.
«Образование это «выстрел в будущее» и мы должны понимать, каков тот мир будущего, к которому мы готовим себя и своих детей».
Безусловно, нельзя определить содержание, формы и место самого образования, не понимая, для какого общества оно предназначено.
В докладе нет развернутого описания этого дивного будущего, но обсуждаются новые тренды в политической, экономической, социальной и культурной сфере, которые будут оказывать влияние на сферу образования.
Важнейшим экономическим макропроцессом авторы считают формирование новых отраслей и постепенную реструктуризацию технологической основы экономики в промышленно развитых странах.
Новую промышленность будет отличать интеллектуализация и экологизация. При этом экологические технологии должны превосходить по своим экономическим характеристикам неэкологических конкурентов.
В ближайшие 10-15 лет получат развитие:
· «новые материалы.
Композиты, «умные материалы» и материалы с биологическими свойствами, использующиеся в транспорте, строительстве, производстве мелкогабаритных товаров, медицине и пр. и связанные с ними новые технологии локального производства - 3D-печать бытовых изделий, органов и лекарств, еды и других;
· технологии умной среды и интернета вещей.
Умные датчики жкх, умные электросети, умное освещение, умный транспорт, бытовая роботехника (первыми образцами которой являются роботы-пылесосы и мультиварки, а также домашние питомцы-роботы, роботы-гувернеры, роботы-сиделки и роботы-секскуклы и новая smart-промышленность);
· биотехнологии на основе генных технологий.
Генно-модифицированные макроорганизмы, растения и животные не только для производства пищи близко к местам ее потребления (напр. в вертикальных теплицах или в домашних «интегрированных пищеблоках» (Despommier, 2009), но и микроорганизмы для самых разных бытовых целей: производство лекарств, переработка мусора, производство топлива, очищение воды и воздуха (Brand 2010);
· новые технологии производства энергии.
Наиболее вероятным сценарием развития новой энергетики на ближайшее двадцатилетие будет комбинация ядерных технологий, возобновляемых источников (солнце, ветер) и биологических источников (биотопливо и биогаз). с использованием генномодифицированных бактерий), способных внести сильные изменения в текущее потребление углеводородов».
Образование должно давать компетенции, связанные с этим «зеленым и бережливым» мышлением, систему представлений о современной системной инженерии, например стандарт образования CDIO, который нацелен на управление продуктом или технологией в течение их жизненного цикла, включая утилизацию и повторное использование. К другим компетенциям, которые будут востребованы в массовом образовании, относят проектирование и программирование.
Далее у авторов доклада, когда обсуждают механизмы создания новой промышленности и трансформации общества, можно наблюдать сбои в логике, вызванные либо непониманием, либо стремлением затуманить реальные планы.
По первых, они считают важнейшим механизмом перехода экономики - запуск волны технологических стартапов в большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах.
Эти стартапы и компании новой экономики в условиях конкуренции будут переходить от жестко организованных иерархических структур к адаптивной сетевой структуре, способной перестраиваться с учетом нововведений и кризисов, моделям «обучающейся организации» и «облакам» взаимосвязанных компаний. Оцифровка работы над R&D проектами и переход к модульности позволяют осуществлять совместную одновременную разработку - новых продуктов в группах из десятков и сотен взаимосвязанных, но при этом независимых компаний, одновременно осуществляя процесс подготовки производства, стимулируя расцвет гибридных форм организации, к горизонтальным моделям сетевого типа, больше похожим на сообщества, где участники в первую очередь разделяют смыслы и ценности.
Цифровизация экономики, поэтому требует массового обучения новым компетенциям, важнейшими из которых являются системное мышление и способность программировать разные типы устройств.
С другой стороны, авторы отдают себе отчет, что существующая финансовая система не способна обеспечить переход к новой экономике.
От себя добавлю, что финансовая система, оторвалась от реальной экономики, погрязла в спекулятивных и политических манипуляциях в интересах США.
И главное «денежные формы взаимодействия непродуктивны для новой экономики. В денежной системе не учитываются новые ценности, например, ценность репутации, ценность творческого труда и, как следствие, неадекватное представление сегментов новой экономики в финансовом секторе».
Будет ли создана адекватная финансовая архитектура в рамках старого общества или потребуется переход к обществу сверхмодерна - вопрос открытый.
С третьей стороны, «нео-индустрия, несмотря на более эффективное обеспечение потребностей жителей развитых стран, не сможет обеспечить достаточного количества рабочих мест. Тенденция по вытеснению человека из сферы промышленного производства и из сферы рутинного интеллектуального труда, о которой мы говорили выше будет усиливаться».
С четвертой, «в дополнение к потенциалу, который создают новые разработки в генетической медицине, есть и другие системные меры, ведущие к росту продолжительности жизни как минимум, на 30-40 лет с нынешних 80+ в промышленно развитых странах и увеличению качества последних лет жизни»
С пятой, «наблюдается важный культурный сдвиг, связанный с насыщением базовых потребностей в потребительском обществе. В США после расцвета поколения бэби-бумеров последовало разочарование в обещаниях потребительского общества, которое выражается известной пословицей «не в деньгах счастье» Среди них появилась группа людей «отказывющихся от карьеры после обеспечения «базовых потребностей». Однако в последующих поколениях мы видим возрастающее осознание ценности творческой самореализации - и готовность требовать необходимые для этого условия»
С шестой, наблюдается кризис семьи и «взрывной рост самых разнообразных форм семейной организации: общины, гостевые семьи, однополые браки, союзы для совместного выращивания детей, нео-племена и др. (Budgeon, Roseneil, 2004)».
Таким образом, на дальнем горизонте, "в районе 2030-х и далее - мы можем предполагать, что основная проблема, порождавшая индустриальную экономику - проблема ограниченности ключевых ресурсов и необходимости концентрировать их для эффективного производства - будет постепенно преодолена новыми системами организации производства.
Это экономика, в которой материальные блага оказываются доступны каждому в необходимом и достаточном количестве, и по стоимости, близкой к нулю."
Однако авторы и их заказчики хотят сохранить в неизменности товарно-денежные отношения «цены, финансовые расчеты и очень сложные формы обращения капитала»
Говоря о будущей экономике, авторы подводят итог: « Мы можем найти в ней торжество коммунизма, предсказанного Марксом, и торжество свободного рынка, предсказанного Хайеком - но это и не коммунистический рай, и не либеральная утопия. В этом смысле, на горизонте 20-25 лет, в течение жизни одного поколения, мир столкнется с окончательной неадекватностью и коллапсом идеологий, направлявших общественное развитие индустриального мира в последние полтора века. Первые ласточки - эксперименты, напоминающие социалистические коммуны 19 века - появились после кризиса 2008 г. в рамках «экономики разделяемых ресурсов» (sharing economy)».
Оставим на совести авторов этот вывод и подведем итог.
У авторов доклада нет ясного понимания ни будущего образования, ни будущего общества.
Для нас же несомненным является то, что будущее образования неразрывно связано с большим Проектом будущего общества.
И если мы хотим достойного людей будущего, то необходимо разработать альтернативную
концепцию образования.