Продолжаем знакомиться с основными тезисами
доклада о новом образовании.
Образование, как считают авторы, это « основной инструмент воспроизводства знаниево-культурной основы общества, то есть, доминирующей картины мира».
И добавлю от себя - это инструмент социализации новых поколений и обеспечения условий для политического господства в национальном и глобальном масштабе.
Этот институт один из самых консервативных и может меняться только под масштабную перестройку общества.
Без изменения образования невозможно провести изменения в экономической, политической, общественной и культурной сфере.
В докладе прямо не говорится о том, какую трансформацию готовят в так называемых развитых странах Запада.
Однако, всем очевиден экономический и долговой кризис этих стран утерявших стимулы своего развития и мучительно ищущих любые возможности трансформировать свои проблемы в экспорт хаоса для остального мира.
И, вероятно, элиты этих стран уже поняли, что сохранить свою роль мирового гегемона можно только отказавшись от либеральной модели и создав новое общество, разделенное на несмешивающиеся страты и управляемое с помощью разобщения, дезориентации, тотального контроля и силовом доминировании.
Среди факторов, которые будут оказывать влияние на состав и архитектуру системы образования авторы выделяют новые технологии, а также совокупность «политических, экономических, социальных и культурных факторов глобальной трансформации общества, которые будут оказывать влияние на сферу образования - с точки зрения содержания, форматов подготовки и самого места образования в жизни общества».
Что это за новые технологии ?
Это - расширение охвата и улучшение качества интернета, постепенная передача интеллектуальных функций от человека цифровой среде, виртуализация и создание цифровой игровой реальности, когнитивная революция, позволяющая использовать нейрофизиологические технологии, направленных на работу с нашим телом и психикой и генетика, позволяющая выявлять и воздействовать на врожденный потенциал людей.
Подробности можно посмотреть в докладе.
Остановимся на тех новых возможностях и рисках, которые по мнению авторов, открывают новые технологии в образовании.
1. «Обучение будущего с высокой вероятностью может стать еще более высокостратифицированным. Разделение на страты будет определяться возможностями «живого» доступа (в т.ч.стоимостью этого доступа) к уникальным носителям компетенций - «гуру» и сообществам практик».
Об этом я и говорил как одной из основных целей затеваемой трансформации общества.
2. «Массовые знания и навыки будут передаваться в первую очередь за счет автоматизированных решений (на первых этапах - за счет гибридных онлайн/оффлайн форматов, как в blended learning, а далее - в работе с полностью автоматизиро-
ванными системами-наставниками».
Это будущее образования для низших страт.
3. «Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как
следствие, будет носить «премиальный» характер - и в большинстве случаев будет организовано не как длинное совместное обучение, а в виде коротких интенсивных сессий. Содержание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его психофизическим «настроем». важной частью такого живого обучения должна также быть работа с ценностями и предельными смыслами. При этом - образование для взрослых будет организовано в большей мере «горизонтально», через взаимообмен знаниями.
Это об образовании для высшей страты господ.
И пилюля конечно должна быть подслащена сказками про общество равных возможностей.
«С другой стороны, технологии позволяют не только «элитизировать», но и «демократизировать» обучение - то есть, они могут выступать инструментом, обеспечивающим множеству людей равный доступ к получению знаний и навыков, в т. ч. от «гуру»-людей и сообществ. Обеспечение равного доступа вне зависимости от расы, национальности, пола, возраста, имущественного класса и др. признаков - очень важный процесс, вдохновляющий множество учителей прошлого и настоящего, и не существует особых технологических барьеров к созданию именно такой среды, в которой каждому учащемуся обеспечиваются равные права и возможности»
В следующий раз поговорим о новых методах оценки и мотивации учащихся и основных макросоциальных факторах предстоящей глобальной трансформации общества. Продолжение
здесь.