Итак, продолжаем знакомиться с форсайт
докладом по образованию.
Далее авторы объясняют, что они подразумевают под образованием:
«для нас образование - тотальный процесс, включающий в себя воспитание, обучение и самообучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти», и далее «образование - это все, что учит человека жить».
Запрос на образование имеют сам человек, его семья, государство, бизнес. См рисунок 2 из доклада,
Претензия доклада - рассмотреть проблемы обучения во всей полноте и комплексности и понять, как будет развиваться образование, необходимое на разных этапах человеческой жизни от рождения до смерти.
При этом формальные институты образования - считаются малой частью образования.
В докладе будет рассматрено «новое образование» - как система поддерживающего образовательные потребности человека на протяжении всей жизни, в отличие от так называемого «индустриального образования», которая, как утверждают авторы, «построено на принципах линейности образовательного процесса, однородности содержания образования и «упаковки» людей в группы для обучения, в основном по возрасту. На этих принципах построена существующая система школьного и университетского образования, имеющая высокую эффективность при подготовке людей со стандартными навыками, но с трудом справляющаяся с формированием нестандартных навыков и сопровождением индивидуального развития».
Далее говорится о том, какие ключевые вопросы будут обсуждаться в докладе, кому он адресован и как построен доклад.
Ключевые вопросы:
1. Как должно быть организовано новое образование ?
2. Исходя из очевидной для авторов доклада предпосылки, что образование это просто товар, предполагается рассмотреть «какие же сектора нового рынка образования будут наиболее перспективны для получения максимальной прибыли и какие бизнес проекты могут оказаться наиболее востребованы ?»
И далее звучит просто боевой клич «Образование - это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок».
3. И наконец последний вопрос «Как будет происходить процесс трансформации старой модели образования, и какие решения следует принимать в сфере управления традиционными образовательными институтами ?»
То есть, как лучше съесть остатки того, что ещё существует, и, наконец-то создать «эффективную» систему для «эффективных» бизнес менеджеров.
Доклад адресован:
· «бизнесу, ориентированному на инвестиции в новый сектор»;
· «правительствам/регуляторам системы образования - в первую очередь, в развивающихся странах, обладающих высоким экономическим потенциалом, где сейчас идет активное формирование систем среднего, высшего и профессионального образования»;
· «администраторам системы образования (директоры школ,
ректоры университетов) развитых стран, стоящих перед
вопросом реорганизации своих учебных учреждений».
Доклад состоит трех разделов:
Первый раздел посвящен трендам, задающим основные процессы в образовании будущего, прежде всего о технологических трендах. Выделены также наиболее важные политические, экономические, социальные и культурные тренды, а также факторы неопределенности.
Второй раздел излагает основные «истории» образования будущего, рассматривающие такие аспекты как интернационализация, развитие новых механизмов управления образованием, смена форм и содержания образовательного процесса, смена модели познания, а также эффекты появления «замыкающих» технологий, которые завершат жизненный цикл новой модели образования (через 20-25 лет).
Кроме этого, представлены «сборочные» схемы, показывающие организацию процессов в новом образовании после развертывания его инфраструктуры, как со стороны ученика, так и со стороны «образовательной индустрии».
Третий раздел представляет собой список рекомендаций для основных групп, способных активно воздействовать на развитие новой сферы образования - бизнес, администраторы образовательной сферы и регуляторы.
Продолжение в следующей
заметке