Дальнейшие духовные поиски средств преодоления смерти привели к созданию наскальных рисунков.
Это случилось примерно 35 тысяч лет назад. Первые наскальные рисунки обнаружили в 1886 году в Испании а Альтамире. Возраст большинства из них, по мнению испанских ученых, около 25 тысяч лет, но пять рисунков старже - им около 35 тысяч лет.
В России наскальные рисунки созданные 17 тысяч лет назад нашли в Каповой пещере на Урале.
В чем был смысл создания таких рисунков ?
Есть несколько версий. По одной - это элемент охотничей магии. Но современные племена не совершают обряд охотничей магии в глубоких пещерах. Они делают их на открытом месте. И потом создание наскальных рисунков дело весьма трудоемкое. И предназначенное для не сиюминутных задач. Есть предположение о том, что рисунки это символы животных, наделенных божественной сущностью. Бог конечно неизобразим, но его символом может быть образ сильного животного, например зубра или мамонта. И через этот символ человек пытался соединиться с Богом. Соединению с Богом служило и поедание мяса священного животного и кости этих животных, особенно черепа, которые хранили в жилище.
В эпоху неолита (8- 6 тысяч назад), когда человек перешёл от собирательства и охоты к земледелию и оседлым поседениям изменились и погребения.
Для всей эпохи, но особенно для развитого и позднего неолита, следует отметить заметную, по сравнению с предыдущими эпохами, «стандартизацию» погребального обряда, которая выражается и в устойчивых формах погребальных сооружений, и в позах погребенных, и в наборах сопровождающего их инвентаря. По-видимому, это может свидетельствовать о наличии достаточно устойчивой системы представлений мировоззренческого порядка. Естественно, что они были различными у обществ, ведущих разную хозяйственную жизнь.
Погребения земледельцев, как правило, приурочены к жилым объектам, часто совершаются под полами жилищ, что указывает на наличие культа предков-покровителей, защитников общины. В силу небольших размеров жилищ такие погребения никогда не бывают массовыми. Подобные погребения известны практически у всех древних земледельцев - в Месопотамии и Анатолии, на Балканах и в Средней Азии, в Центральной и Юго-Восточной Европе. Позы погребенных чаще всего могут быть описаны как положение спящего на боку человека. Степень скорченности скелета и положение рук, так же как и состав сопутствующего инвентаря, который почти всегда состоит из керамических сосудов и украшений, могут незначительно варьироваться. Анализ большого количества погребений не позволяет говорить о существовании имущественного неравенства, лишь в позднем неолите появляются редкие погребения с «богатым» инвентарем. Можно предположить, что это явление связано с выделением каких-то социально значимых членов коллектива - вождей, служителей культов и т.п.
Погребальные памятники степной и лесостепной зоны Восточной Европы представлены могильниками днепро-донецкой культуры, так называемыми могильниками мариупольского типа (хотя сам Мариупольский могильник относится уже к энеолиту). Эти большие, видимо, родовые могильники представляют собой сооружения в виде длинных траншей, в которых, иногда в несколько слоев, было погребено до сотни людей, лежащих вытянуто на спине. Погребенные были засыпаны ярко-красной охрой. В сопутствующем инвентаре присутствует множество украшений в виде бус из пластинок перламутра, костяные украшения, шлифованные топорики и тесла. Возможно, что над такими погребальными комплексами существовали надмогильные сооружения из дерева, тростника или других растительных материалов.
Погребения охотников-рыболовов-собирателей лесной зоны делятся на две группы: это индивидуальные погребения, совершенные на стоянках, и могильники, вынесенные за их пределы. Наиболее известными могильниками являются Сахтыш, Тамула, Звийеники в лесной зоне. Значительно чаще и повсеместно в этой зоне встречаются отдельные захоронения. Погребальный обряд лесных охотников-рыболовов, оставивших разные археологические культуры, достаточно сходен - это трупоположения в грунтовых ямах, где позы погребенных варьируются от выпрямленных до скорченных. Погребальный инвентарь немногочислен, это каменные и костяные орудия труда и охотничье вооружение, украшения из раковин или сверленых клыков зверей, изредка встречаются мелкие зооморфные фигурки из различных материалов. Оружие и украшения клались и в мужские, и в женские погребения. Находки керамики чрезвычайно редки. Следует отметить, что исследование большого количества неолитических погребений лесной зоны позволяет сказать, что более многочисленный инвентарь обнаружен в погребениях людей среднего возраста, как мужчин, так и женщин, погребения других возрастных групп более бедные. Видимо, именно эта возрастная группа имела максимально важное значение в жизни социума, что и нашло отражение в погребальном обряде.